Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

УДК 811.111367.625

Бескровная И.В.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ ГЛАГОЛОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СЛОВАРЯ CONCISE OXFORD ENGLISH DICTIONARY 11th EDITION, REVISED, 2006)

Педагогический институт Южного федерального университета

The article deals with the word-building field of borrowed verbs in Modern English. The author found out that this field consists of 2 parts: the word-building field of derived verbs and that of compound verbs. The most productive means of coining borrowed verbs in Modern English is affixation.

Key words: word-building field; derived verbs; compound verbs; word-building model.

В данной статье речь идёт о словообразовательном поле (СП) заимствованных глаголов современного английского языка. В ходе исследования автор обнаружил, что СП заимствованных глаголов состоит из двух частей: СП производных глаголов и СП сложных глаголов. Наиболее продуктивным способом образования заимствованных глаголов в современном английском языке является аффиксация.

Ключевые слова: словообразовательное поле; производные глаголы; сложные глаголы; словообразовательная модель.

Применение метода полевого структурирования используется при описании системы определённой части речи. Так, В.Г. Адмони исследует полевые структуры прилагательных и числительных. Лингвист отмечает, что среди слов, принадлежащих к определённой части речи, «выделяется некий разряд, комплексно обладающий каким-то набором грамматических признаков и не обладающий никакими иными грамматическими признаками». Эти слова составляют ядро частеречного поля. Но выделяются также другие или даже отдельные слова, обладающие, наряду с грамматическими признаками их части речи, также грамматическими признаками других частей речи. Эти слова составляют периферию [1].

Полевую структуру некоторых частей речи в английском языке рассмотрела И.П. Иванова. Так, ядром имени существительного являются слова, «обозначающие наименования единичных, поддающихся счёту предметов» [2]. Эти существительные имеют форму единственного и множественного числа, могут употребляться с любым из артиклей. К периферии данного поля И.П. Иванова относит отвлечённые существительные, включающие наименования действий, состояний, качества и вещественные существительные, которые не могут иметь форму множественного числа.

В современном языкознании словообразовательным полям посвящено достаточно много исследований. Однако словообразовательные поля ещё недостаточно изучены и не упоминаются среди других типов полей в Лингвистическом Энциклопедическом словаре под редакцией В.Н. Ярцевой [3]. Одной из первых работ, в которой используется полевый подход при описании словообразования, является работа О.Г. Ревзиной. Словообразовательное поле определяется ею как совокупность суффиксов, выражающих одно и то же словообразовательное значение и один и тот же «пучок знаний определённых грамматических категорий» [4]. Внутри словообразовательного поля О.Г. Ревзина противопоставляет суффиксы по продуктивности, по дистрибуции и по наличию или отсутствию квалификативного значения.

В нашем исследовании мы определяем СП глаголов как совокупность глаголов, образованных различными продуктивными и малопродуктивными способами словообразования от производящих основ разных частей речи, а также от субстантивных словосочетаний. Мы разделяем мнение Ю.Н. Власовой и А.Я. Загоруйко о том, что полевое структурирование основано на принципах системности и вариативности. Принцип системности заключается в том, что поле представляет собой иерархическую систему, состоящую из ряда микрополей. В ходе построения СП принцип системности вступает во взаимодействие с принципом вариативности, заключающемся в том, что микрополя могут занимать разное место в составе СП, а СП могут варьироваться в составе КСП [5].

СП заимствованных глаголов в современном английском языке включает в себя СП производных заимствованных глаголов (1152 единицы, т.е. 99,57%) и незначительную группу сложных заимствованных глаголов – 5 единиц, т.е. 0,43%, например: to juxtapose – сочетать, сближать, располагать поблизости. СП производных заимствованных глаголов является комплексным (КСП) и состоит из нескольких СП. СП глаголов, образованных от производящих основ глаголов и неличных форм глагола, является ядерным и составляет 634 слова, т.е. 55,03%. Наиболее продуктивным способом образования глаголов данного СП является префиксация – 577 слов, т.е. 91,01%. В результате анализа словаря COED 11th ed., rev., 2006 нами обнаружены заимствованные глаголы, образованные посредством следующих префиксов:

1. Ad- / ab- / a- – 87 глаголов, т.е. 15,08%. Например: to announce – объявить; to apportion – распределять.

2. Re- – 83 глагола, т.е. 14,38%. Например: to reflect – отражать.

3. Co- / com- / con- – 74 глагола, т.е. 12,82%. Например:  to co-opt – назначить членом комитета по приглашению его действующих членов.

4. De- – 66 глаголов, т.е. 11,43%. Например: to devastate – разрушать, опустошать.

5. Ex- / e- – 37 глаголов, т.е. 6,41%. Например: to extol – расхваливать.

6. In- / im- – 36 глаголов, т.е. 6,24%. Например: to impend – надвигаться.

7. Dis- – 35 глаголов, т.е. 6,07%. Например: to discontinue – прекращать; to disjoin – разобщать.

8. Pro- – 25 глаголов, т.е. 4,33%. Например: to prostrate – склониться в знак уважения или покорности.

9. Prae- – 23 глаголa, т.е. 3,99%. Например: to prepose – предварительно позировать, ставить перед чем-то.

10. Sub- – 22 глаголa, т.е. 3,81%. Например: to submerge – погружаться; to subordinate – подчинить.

Нами также обнаружены менее многочисленные группы глаголов, образованных с помощью префиксов circum-, contra-, en- / em-, inter-, ob-, per-, super-, trans-, например, to circumambulate – обходить; to controvert – оспаривать; to envelop – окутывать; to intercede – ходатайствовать; to oblige – обязывать; to perform – выступать; to supervene – следовать; to transmute – преобразовать.

Данное СП включает также немногочисленные группы заимствованных глаголов, образованных следующими способами:

1. Реверсией – 31 глагол, т.е. 4,89%. Например: to exterminate – истребить, полностью уничтожить.

2. Суффиксацией – 16 глаголов, т.е. 2,52%. Например: to amortize – амортизировать, постепенно уменьшать начальную стоимость товара с течением времени.

3. Инфиксацией – 5 глаголов, т.е. 0,79%. Например: to catechize (Gr. katekhizein от katekhein) – излагать в форме вопросов и ответов, наставлять.

4. Конверсией от производящих основ причастий прошедшего времени – 3 глагола, т.е. 0,47%. Например: to abduct – похищать.

5. По 1 глаголу (0,16%) образовано посредством слияния (to chafe (от Lat. calere ‘быть горячим’ + facere ‘делать’) – натирать, раздражаться, изнашиваться) и усечения конечной части производящей основы (to retrieve (от Fr. retroever) – возвращать).

Околоядерная зона СП заимствованных производных глаголов представлена СП глаголов, образованных от производящих основ существительных и от субстантивных словосочетаний – 365 слов, т.е. 31,68%. Наибольшая группа глаголов, входящих в данное СП, образована путём суффиксации – 292 слова, т.е. 80,00%. Наиболее продуктивными суффиксами являются следующие:

1. -er – 103 глагола, т.е. 35,27%. Например: to covet (OFr. cuveitier) – жаждать захватить то, что принадлежит другому, являться объектом желания; to ransom (OFr. ransouner) – выпустить под залог.

2. -are / -ere / -ari – 79 глаголов, т.е. 27,05%. Например: to flourish (Lat. florere) – процветать; to seel (Lat. ciliare) – закрыть глаза.

3. -ate – 67 глаголов, т.е. 22,95%. Например: to angulate – сгибать, образовывать углы; to vesicate – покрываться пузырями.

Вторая по численности группа представлена глаголами, образованными путём префиксации – 54 слова, т.е. 14,79%. Наиболее продуктивными префиксами являются en- / em- (13 слов, т.е. 24,07%, например, to emboss – чеканить; to enamour – очаровывать) и in- / im- (12 слов, т.е. 22,22%, например, to impassion – возбуждать; to inter – предавать земле).

Нами также обнаружено 15 глаголов (4,11%), образованных путём конверсии (например, to bludge – отлынивать от работы; to incarnadine - покрасить в малиновый цвет, и 4 глагола (1,10%), образованных по реверсии (например, to kibitz – подсматривать и давать непрошенные советы; to reign – править.

Ближнюю периферию СП заимствованных глаголов составляет СП глаголов, образованных от производящих основ прилагательных – 134 слова, т.е. 11,63%. Подавляющее большинство из них образовано посредством суффиксации – 126 глаголов, т.е. 94,03%. Наиболее продуктивными суффиксами являются следующие:

1. -are – 49 глаголов, т.е. 38,89%. Например: to deign (Lat. dignare) – соизволить; to persevere (Lat. perseverare) – упорно продолжать заниматься.

2. -ate – 30 глаголов, т.е. 23,81%. Например: to luxate – вывихнуть; to perpetuate – увековечить.

3. -fy / -ify – 18 глаголов, т.е. 14,29%. Например: to dignify – удостоить, сделать более значимым и впечатляющим; to vilify – сурово критиковать.

4. -er – 12 глаголов, т.е. 9,52%. Например: to malign (OFr. malignier) – порочить, плохо отзываться о ком-то; to revile (OFr. reviler) – оскорблять.

Всего эти группы глаголов составляют 109 слов, т.е. 86,51% от числа глаголов, образованных от производящих основ прилагательных путём суффиксации. Нами также обнаружено 8 глаголов (5, 97%), образованных от производящих основ прилагательных путём одновременного присоединения префикса и суффикса. Например: to assuage – успокаивать; to defy – открыто противостоять или отказываться подчиняться.

На дальней периферии КСП заимствованных глаголов находятся СП глаголов, образованных от производящих основ наречий, СП глаголов, образованных от производящих основ местоимений, и СП глаголов, образованных от производящих основ числительных. Вместе указанные СП составляют 19 слов, т.е. 1,66%. Все глаголы, входящие в данные СП, образованы посредством суффиксации. Для их образования были использованы следующие суффиксы:

1. -are / -ire – 9 слов, т.е. 47,37%. Например: to alter (Lat. alterare) – изменять; to circuit (Lat. circuire) – циркулировать.

2. -er – 5 слов, т.е. 26,32%. Например: to adjust (Fr. adjuster) – приспосабливаться; to joust (OFr. jouster) – соперничать.

3. -ate – 3 слова, т.е. 15,79%. Например: to decimate – убить каждого десятого; to frustrate – разрушить планы.

4. -fy – 2 слова, т.е. 10,52%. Например: to quantify – определить количество; to satisfy – удовлетворить.

Таким образом, подавляющее большинство заимствованных глаголов образовано от производящих основ разных частей речи посредством аффиксации (1097 глаголов, т.е. 94,81%), в том числе 631 глагол (57,52%) – путём префиксации, 453 глагола (41,29%) – путём суффиксации, 8 глаголов, т.е. 0,73% – путём префиксально-суффиксального способа и 5 глаголов – путём инфиксации, т.е. 0,46%. Немногочисленные СП представлены глаголами, образованными посредством реверсии (35 слов, т.е. 3,04%), конверсии (18 слов, т.е. 1,56%), усечения (1 слово, т.е. 0,095%) и слияния (1 слово, т.е. 0,095%).

Литература:

1. Адмони В. Г. Основы теории грамматики. Серия «Лингвистическое наследие XX века». Изд. 2 – М.: Наука, 2004. – 104 с.

2. Иванова И.П. О полевой структуре частей речи в английском языке // Теория языка, методы его исследования. Ленинград: «Наука» ленинградское отделение, 1981. – С. 125-129.

3.  Кузнецов А.М. Поле // Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – С. 380-381.

4. Ревзина О.Г. Структура словообразовательных полей в славянских языках. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 154 с.

5. Власова Ю.Н., Загоруйко А.Я. Принцип выделения в языке полей разных уровней // Язык. Дискурс. Текст: Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею проф. В.П. Малащенко. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ ЛИ, 2004. – С. 47-50.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.