Колиненко Е.А.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Хабаровская государственная академия экономики и права
This work is student’s attitudes toward healthy lifestyles. Is free-time student’s?
Key words: health, a healthy lifestyle, physical culture, health of students.
Это работа об отношении современной студенческой молодежи к здоровому образу жизни и к своему здоровью. Рассматриваются вопросы об использовании физических упражнений в свободное время студентов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, ценностные ориентации, физическая культура, студенческая молодежь.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия (производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном) определяются уровнем здоровья.
В настоящей работе объектом исследования стали ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Цель исследования:
1.Определить наиболее популярные среди студентов суждения о ЗОЖ;
2. Выявить факторы риска для здоровья студентов.
3. Провести анализ видов физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи в свободное время.
В ходе работы основным методом исследования выбрали группировку статистических данных за последние 5 лет (социологические опросы среди студентов 1-3 курсов ВУЗов г. Хабаровска).
Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.
Понятие «здоровье» напрямую связано с понятием «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. К ним относятся: достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности.
В настоящее время актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
По мнению многих авторов, основу «здорового образа жизни» составляют:
1. Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
2.Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
3.Отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
4.Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
5.Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
6.Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
7.Закаливание.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
1) социальном - пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
2) инфраструктурном - конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств, профилактические учреждения, экологический контроль).
3) личностном - система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку наибольшего значения (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63% до 66%) - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5% до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность (табл.1).
Таблица 1.
Ценностные ориентации студентов на ЗОЖ |
Значимость ценности для студентов ( %) |
Абсолютные общечеловеческие ценности |
от 69 до 93 |
Преимущественные ценности |
от 63 до 66 |
Противоречивые |
от 35до 59 |
Частные |
от 17до 28 |
Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение - одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов. При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос "Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?" выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% - затрудняются в определении своей позиции. Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.
В результате исследования было выявлено, что больше времени посвящают физической культуре молодые люди от 15 до 24 лет, а именно школьники и студенты. Когда студент выходит за пределы учебного заведения во взрослую жизнь, на занятия физической культурой и спортом у него остается гораздо меньше времени, что очевидно. Поэтому, можно сделать вывод о том, что обязательные занятия физической культурой в учебное время очень важны, т.к. во внеучебное время спортивная активность значительно снижается. Необходимо прививать культуру спорта с самого начала жизненного пути, чтобы в дальнейшем физические упражнения стали неотъемлемой частью жизни человека.
Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др. Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками.
Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем - 75,6%, курение - 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, - существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.
Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение" (68,1% опрошенных), и "получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус" (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% девушек 6% юношей). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.
Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% девушек 41,6% Внимание: - 8 -юношей) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% девушек и 20,8% юношей). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.
Забота о своем физическом состоянии отличается у девушек и юношей. У девушек это проявляется: в поддержании "внешних" форм состояния (пропорции телосложения - 27%, соотношение роста и массы тела - 54%, особенности фигуры). У юношей отмечена забота о развитии мускулатуры - 61,2%, пропорций телосложения - 50%, физических качеств – 32% - 47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более, дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.
Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Простые и доступные средства - самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой - говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.
Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% девушек и 46% юношей. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% девушек и 45,6% юношей, а в сборных командах вуза участвуют - 3,5% и 8,4%.
Девушки предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Юношам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируются лишь на самочувствие.
Основной источник информации для студентов - занятия по физическому воспитанию - теоретические и практические (38% - 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% - 44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14% - 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).
Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.
Литература:
1. Виноградов, П. А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П. А. Виноградов // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. науч. - практ. конф. — М.,1995. — 4.1.С. 4-8.
2. Виноградов, П. А. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков, В. И. Лащенский // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №7. С. 22 - 25.
3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.