Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Косолап А. И.

ОСНОВЫ ОФИСНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ДОКУМЕНТЫ WORD

Днепропетровский национальный университет

 

This article describes a programming in MS Word App.

Key words: Word Object Model; collection of classes Word.

В этой статье описано программирование в среде Word.

Ключевые слова: объектная модель Word; коллекция классов Word. 

Microsoft Word 2010 — это текстовый процессор, предназначенный для создания профессионально оформленных документов. С помощью процессора MS Word можно выполнять профессиональную верстку и оформление документов, создавать автоматическое оглавление документа, добавлять сложные колонтитулы, производить расчеты, строить диаграммы и схемы в документах Word, использовать макросы для автоматизации рутинных задач.

Каркас любого документа Word составляют объекты разных классов, объединенные в библиотеки. Для документов Word основной библиотекой является библиотека классов Word. Ключевым в объектной модели Word является объект Application, так как он содержит все остальные объекты Word. Его элементами на разных уровнях иерархии являются около 180 объектов. Сам корневой объект Application имеет более сотни элементов: свойств, методов и событий. Объектная природа построения приложения позволяет успешно работать только с нужными в конкретной ситуации объектами, используя только часть их свойств и методов и, возможно, не зная о существовании других объектов. Более важно знание инструментальных средств Office, к которым часто приходится обращаться при работе с объектами.

Объект Application.Word, представляющий приложение Word, имеет свойство (встроенный объект) Documents. При обращении к свойству возвращается объект класса Documents - коллекция всех открытых документов. Элемент коллекции (документ) - это объект класса Document. Когда открывается приложение, создается коллекция документов Documents, содержащая все открытые документы. В начальный момент коллекция содержит минимум один новый или ранее существовавший документ. Новый документ добавляется методом Add, а уже существующий – методом Open объекта Documents.

Классы Characters, Words, Statements, Paragraphs, Sections позволяют работать с коллекциями символов, слов, предложений, абзацев и разделов. Самой крупной единицей после абзаца выступает раздел. Элементом коллекций Characters, Words и Statements является объект класса Range. Объект Range позволяет работать как с одним элементом, так и с произвольной последовательностью элементов. Документы, абзацы, разделы – все они имеют метод или свойство Range, возвращающее интервал, связанный с объектом. Поэтому работа с текстом ведется через методы и свойства объекта Range.

Рассмотрим основные классы, определяющие структуру документа.

1. Subdocuments (Subdocument) – коллекция и сам поддокумент. Есть некоторый разумный предел размера одного документа. Если в документе больше 10–20 страниц, работать с ним становится неудобно. В этом случае в нем выделяют главный документ и поддокументы. Главный документ в этом случае имеет коллекцию поддокументов, каждый из них является, по сути, документом, с которым можно работать независимо.

Метод AddFromRange класса SubDocuments создает поддокумент, выделяя из главного документа область, заданную параметром Range.

2. Tables (Table), TablesOfAuthoritiesCategories (T.O.A.C), TablesOfAuthorities (TableOfAuthorities), TablesOfContents (TablesOfContent), TablesOfFigures (TablesOfFigure). Класс Table определяет «обычные» таблицы с произвольным количеством строк и столбцов и произвольным заполнением полей. Остальные классы задают таблицы специального вида.

3. Shapes (Shape), InlineShapes (InlineShape) – эти две коллекции с их элементами позволяют добавлять в документ рисунки, но не только их. ActiveX и OLE-объекты также являются элементами этих коллекций. Элементы этих двух коллекций отличаются тем, как они привязаны к документу: первые могут свободно перемещаться, вторые жестко привязаны к заданной области документа.

4. Lists (List), ListParagraphs (ListParagraph), listTemplates (ListTemplate) – списки удобно вводить в документ, когда имеешь дело с перечислением. Списки можно оформлять в соответствии с шаблоном. Существуют две группы шаблонов: нумерованные списки и списки-бюллетени. Коллекция ListTemplates содержит шаблоны оформления списков, а класс ListTemplate описывает конкретный шаблон. Шаблон применяется к списку абзацев и придает ему структуру, заданную шаблоном. Коллекция Lists содержит те списки документа (списки абзацев), что оформлены как нумерованные списки или списки-бюллетени. Коллекция ListParagraphs представляет список абзацев всех списков документа. Свойством ListParagraphs, которое возвращает объект соответствующего класса, обладает не только документ, но и объекты List и Range. Так что при наличии списка – объекта List можно выделить список абзацев. Чаще приходится выполнять обратную операцию – применять к списку абзацев один из возможных шаблонов, придав ему «настоящую» структуру списка. Тогда используют объект ListFormat.

5. Comments (Comment), Bookmarks (Bookmark), FootNotes (FootNote), EndNotes (EndNote), Fields (Field) – эти коллекции и их элементы отражают независимые, но близкие по духу понятия. Это части документа, косвенно связанные с ним. При нормальном просмотре документа они могут быть и не видны. Коллекция Comments и класс Comment задают комментарии. Комментарии, как известно, вводятся для пояснения тех или иных терминов или понятий документа. Формально они приписываются некоторой области – объекту range. Большой документ, к отдельным частям которого приходится часто обращаться, стоит снабдить закладками. Коллекция Bookmarks задает все закладки данного документа. Еще один способ комментирования – сноски. Они могут быть двух видов: подстраничные (внизу страницы) и концевые (в конце документа). Первые собраны в коллекцию FootNotes, вторые – EndNotes. Коллекция Fields (Field) позволяет работать с полями документа. Одна из особенностей полей состоит в том, что их значения обновляются автоматически в зависимости от изменившихся внешних условий или контекста.

6. StoryRanges – эта коллекция представляет совокупность частей документа, называемых фрагментами (Story). Количество различных фрагментов документа фиксировано. Нельзя добавлять элементы в эту коллекцию обычным способом, используя метод Add. Фрагменты появляются в коллекции, когда создается соответствующая часть документа. Фрагменты имеют тип, задаваемый константами из перечисления wdStoryType. Главный фрагмент – текст документа, тип которого задается константой wdMainTextStory. Комментарии, ссылки, колонтитулы составляют фрагменты других типов, т. е. сам фрагмент является объектом Range. Так что благодаря фрагментам можно, например, работать с коллекцией комментариев как с единой областью.

7. Variables (Variable) – с документом можно связать коллекцию переменных типа Variant. Это важная для программистов коллекция, так как время жизни переменных, в нее входящих, совпадает со временем жизни документа. Тем самым появляется возможность сохранять информацию о работе той или иной процедуры между сеансами. Например, можно иметь счетчики, подсчитывающие число вызовов макроса, и в зависимости от этого по-разному определять его дальнейшую работу.

 

Литература:

1.  Фризен И. Г., Офисное программирование [Текст] / – Дашков И К, 2008. – 244 с.

2.  http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ff433639.aspx

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.