Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК 630*31

Коваленко Т.В.

К ВОПРОСУ УЧЕТА КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Санкт-Петербургский Государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова

 

In article questions of the account of climatic factors which make key impact at designing and the organization of timber cuttings and wood transport are brought up.

Keywords: climate, wood transport, forest roads, transport network, GIS

Данная работа посвящена вопросом использования климатических факторов при планировании и организации лесотранспортных процессов в лесозаготовительных предприятиях.

Ключевые слова: климат, транспорт леса, лесные дороги, транспортная сеть, ГИС

Транспортно-технологические процессы осуществляются под открытым небом, находясь под прямым воздействием всех климатообразующих факторов и явлений погоды. Климат и погода оказывают существенное влияние на состояние транспортных путей; на узлы, агрегаты и системы машин; на эмоционально-психологическое состояние водителя (оператора). Климатические факторы также определяют сезонные изменения предмета труда (древесины) и условия транспортно-технологического процесса.

В основе теории организации транспортно-технологических процессов с учетом влияния климата целесообразно использовать качественное и количественное описание сущности и закономерностей изменения параметров и характеристик лесосечно-транспортных процессов, происходящих под воздействием климатических факторов. Применяя методологию системного подхода, структурную схему транспортно-технологического процесса можно представить в виде следующих подсистем: «среда» - «оператор (водитель)» - «лесосечно-транспортная машина» - «ездовая поверхность».

Отличительная особенность воздействия погодно-климатических факторов на работу лесосечно-транспортной системы состоит в том, что одна часть метеорологических элементов одновременно влияет на все или несколько подсистем, тогда как другая – только на некоторые подсистемы.

В результате научно-исследовательских работ, проведенных на кафедре сухопутного транспорта леса ЛТА под руководством профессора Б.А. Ильина, было выяснено, что в лесотранспортном процессе наиболее зависимыми от погоды и климата являются технологические лесовозные дороги (усы) работоспособность которых определяется, прежде всего, влажностью грунта и его модулем деформации.

С другой стороны, основой для определения календарных сроков лесосечно-транспортных процессов может стать использование климатических справочников и методов математической статистики. Это позволит определить частоту (вероятность) дат начала лесосечных работ на зимних лесосеках.

Наиболее перспективным видится направление по использованию телеметрических данных работы транспортных средств. Подобные программные комплексы (например «Система контроля и управления транспортом», разработанная ООО Телеметрические Системы) достаточно широко используются на некоторых предприятиях лесного комплекса Ленинградской области. В больших массивах получаемых комплексом данных наиболее рационально опираться на среднюю скорость движения подвижного состава. Это достаточно универсальный показатель, позволяющий не только оценить эффективность работы через производительность, но производить оценку состояния дорожной сети, через сравнение нормативных скоростей движения и фактической скорости для дорог разной категории. Кроме того. Средняя скорость движения автопоезда связана с основными климатическими параметрами региона.

Следующим направлением развития системы учёта климатических факторов при планировании технологических и, в первую очередь, транспортных процессов является использование баз климатических данных совместно с геоинформационными системами. Это позволит провести районирование лесосырьевой базы предприятия на зоны сезонной транспортной доступности с тем, чтобы более точно прогнозировать сроки закрытия лесных дорог в период весенне-осенней распутицы, учитывая конкретные грунтово-гидрологические условия и состояние дорожной конструкции.

Использование климатических данных также дает возможность более точно назначать сроки нахождения лесоматериалов на площадках временного хранения или лесных терминалах с тем, чтобы с минимальными потерями в качестве компенсировать возможные простои автотранспорта в период весенне-осенней распутицы.

Литература:

1. Развитие сети лесных дорог и операционное планирование лесозаготовок = Forest roads network development and forest operational planning: Уч. пособие / П.В. Безверхов, В.В. Бобров, Н.М. Большаков и др.; под ред. проф. В.Я. Ларионова; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктвыкар, 2010. – 81-92.

2. Коваленко Т.В., Барштак Я.С. Влияние климатических факторов на организацию транспортно-технологических процессов лесозаготовительного предприятия. / Сборник научных трудов по материалам международной научно-технической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте'2010». Том 1. Транспорт. – Одесса: Черноморье, 2010. – 61-65.

3. Тюрин Н.А. Проектирование лесосечно-транспортных процессов с учетом влияния климата. /Сухопутный транспорт леса: Сб. науч. тр. – СПб.: ЛТА, 1994 г. С. 53-57.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.