Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Соболев В.В.

ЗИМНЕЕ СОДЕРЖАНИЕ АЭРОДРОМОВ

Отдельное подразделение Национального авиационного университета Славянский колледж НАУ

 

В работе говорится о технологии зимнего содержания аэродромов, кратко описаны современные средства механизации для этих целей.

Ключевые слова: аэропорт; воздушное судно; снежное и гололедное образование; средства механизации.

The work deals with technology of the winter maintenance of airdromes, modern means of mechanization used for this purpose are described in short.

Key words: airport, aircrafts, snow and ice, means of mechanization.

Наиболее сложным и ответственным периодом эксплуатации аэропортов гражданской авиации многих стран является зимний. Большинство аэропортов Украины, России, других европейских стран находится в зоне воздействия отрицательных температур в период прохождения осенне-зимней навигации. В этот период вопросы безопасности полетов непосредственно связаны с решением проблемы устранения снежных и гололедных образований, подготовкой аэродромных покрытий. Покрытие считается пригодным при отсутствии на его поверхности посторонних предметов, слоя осадков и при обеспечении необходимого сцепления колес воздушных судов (ВС) с поверхностью покрытия, достаточного для эффективного торможения на взлетно-посадочной полосе. Безопасная и регулярная эксплуатация ВС всех типов в зимних условиях требует постоянной, оперативной, качественной очистки элементов аэродрома.

Эта проблема извечна для мировой авиации, также как извечен ее прогресс. Кроме того, она комплексна. Для аэропорта немаловажны экономические факторы, в частности, такие как стоимость очистки и ее последствия для конструктивных слоев покрытия, вызывающие необходимость его ремонта. Для эксплуатанта воздушного судна - влияние качества аэродромного покрытия не только на управляемость ВС на этапах руления, взлета и посадки, но и на износостойкость авиационных шин, на возможность попадания любых «незакрепленных» частиц в двигатель, на прочность конструктивных элементов и т.д.

Это условие приобретает особую важность в связи с увеличением взлетных и посадочных скоростей, массы современных ВС, а следовательно, и возникающей кинетической энергии, погашаемой на пробеге или участке торможения прерванного взлета. Основная часть этой энергии погашается тормозами колес, эффективность работы которых, прежде всего, зависит от состояния поверхности покрытий взлетно-посадочной полосы. Сцепные свойства покрытия зависят как от текстуры его поверхности, так и от воздействия внешней среды, т. е. наличия на поверхности влаги, слякоти, снега, гололеда. Влияние этих факторов практически постоянно изменяет сцепные свойства покрытия и условия проведения взлетно-посадочных операций ВС.

На мокрых, заснеженных или покрытых слякотью искусственных взлетно-посадочных полосах (ИВПП) значительно понижается сцепление колес ВС по сравнению с сухим покрытием и, как следствие, увеличивается путь пробега, ухудшается путевая устойчивость и управляемость ВС. Это может привести к выкатыванию ВС с ИВПП и прекращению полетов с нее на значительное время.

Именно поэтому процессы зимнего содержания аэродромов, выбор соответствующих технологий должны рассматриваться комплексно.

Для обеспечения эксплуатационной готовности аэродромов с искусственными покрытиями в зимний период необходимо в основном производить два вида работ: очистку аэродрома от снега и удаление или предупреждение гололеда.

Технический уровень средств механизации и автоматизации аэропортов должен обеспечивать подготовку покрытий к полетам в течение 1 ч после окончания снегопада и в течение 2 ч после образования гололеда; причем очистка ИВПП от снега производится за 30, а удаление гололеда за 45 мин.

Разнообразие работ, связанных с зимним содержанием аэродромных покрытий, предполагает наличие широкого спектра типов авиационной наземной техники.

К средствам механизации технологических процессов очистки элементов аэродрома от снега, предупреждения и удаления гололеда относятся плужные и плужно-щеточные снегоочистители, щеточно-вакуумные снегоочистители, ветровые и тепловые машины, снегоочистители с метательными рабочими органами (роторные, шнеко-роторные, фрезерно-роторые), льдоскалыватели, пескоразбрасыватели и разбрасыватели химических реагентов, погрузчики снега и другие.

На сегодняшний день существует значительное количество как всемирно известных, так и малоизвестных, но достаточно перспективных фирм-производителей наземной техники для зимнего содержания аэродромов.

Оценить в кратком обзоре преимущества и недостатки технико-экономических показателей вышеназванных типов современных спецмашин не представляется возможным. Поэтому ограничимся общими сведениями типов и моделей наземных средств механизации, представленных на рынке Украины и ближнего зарубежья.

Плужные снегоочистители предназначены для очистки от свежевыпавшего снега автомобильных дорог и аэродромных покрытий. С помощью этих машин в зависимости от их конструктивных особенностей снег сдвигается в сторону или отбрасывается. Некоторые типы плужных снегоочистителей пробивают пути в снежных отложениях большой высоты. Эти машины являются неотъемлемой частью общих мероприятий по уборке снега. Основным рабочим элементом таких машин является плуг (отвал).

Из множества типов отвалов, используемых на спецмашинах различного функционального назначения, следует выделить прямые, полусферические, сферические, поворотные в плане, многооперационные.

Независимо от модели и типа отвала, все они крепятся к автомобилям, тракторам и спецмашинам с помощью толкающей, поперечной (сцепной) и подъемной рам.

Фирмы «Мейер» (США), «Петер» (Швейцария), «Шмидт» (Германия) изготавливают плужные снегоочистители различных типов, которые можно монтировать на шасси колесных тягачей и грузовых автомобилей различной грузоподъемности и проходимости.

Ряд производителей плужного оборудования для обеспечения дополнительной проходимости во время уборки снега используют тракторное шасси, применение которого снижает скорость очистки аэродромов, но обеспечивает возможность качественной уборки снега значительной толщины.

В частности снегоочистительное оборудование, которое производится предприятиями Буммаш, «Башсельмаш-Агро» (Российская Федерация) предназначено для установки на тракторы Т-150К, Т-158К, МТЗ-80/82, ЛТЗ-55.

Достаточно эффективно в качестве плужных снегоочистителей применяются автогрейдеры с большим количеством дополнительного сменного оборудования.

Плужно-щеточные снегоочистители применяют главным образом при снегоочистке элементов аэродромов в случае, если необходимо полное отделение снега от поверхности покрытия.

Машины этого типа рассчитаны на систематическую уборку с небольшим интервалом перед очередной очисткой. В связи с этим снегоочиститель каждый раз убирает сравнительно небольшой слой снега. Во время работы основная масса снега сдвигается в сторону отвалом, а оставшийся после работы отвала тонкий слой уплотненного снега сметается щеткой.

Как правило, плужно-щеточное оборудование устанавливается на поливомоечных машинах (КО-002, АКПМ-3У производства предприятия Коммаш, Российская Федерация), пескоразбрасывателях (КО-105), распределителях химреагентов (машина комбинированная уборочная 58355 2). Возможен также вариант установки снегоочистительного оборудования плужно-щеточного типа на тракторном шасси (уборочная машина УМТ-80/82 на базе трактора МТЗ-80/82 производства завода «Минскагропроммаш» и концерна «Амкодор», Республика Беларусь; машина тротуароуборочная универсальная на базе Т-30.69 Михневского ремонтно-механического завода, Российская Федерация).

Перечисленные выше плужно-щеточные снегоочистители при выполнении работ по содержанию аэродромов малоэффективны в связи с относительно небольшой производительностью. В настоящее время для удаления снега с поверхности главным образом взлетно-посадочных полос широкое распространение получили спецмашины с совместным использованием отвала, щетки и воздушной струи. Подобный класс специальных машин можно назвать подметально-продувочными агрегатами (ППА).Наиболее известным производителем машин данного типа, представленным на рынке Украины, является немецкая фирма «Schmidt».

В качестве базового шасси применяются как традиционные автомобили (ППА CJS SUPER II) так и одноосные тягачи с полуприцепом (ППА RS-200 и PSB 5500 Н).

Использование последних позволяет создавать высокомощные ППА значительной производительности, кроме того, двойное шарнирное сочленение рамы создает особо высокую маневренность при уборке всей территории аэропорта.

Особое внимание заслуживают, так называемые, универсальные (комбинированные) уборочные машины. Универсальными называют машины, у которых базовое шасси снабжено несколькими рабочими органами навесного или прицепного типа.

Особое место среди универсальных машин занимает Джетбрум производства швейцарской фирмы Boschung – очистительная и снегоуборочная машина для круглогодичной многоцелевой эксплуатации аэродромных покрытий. Машина снабжена плугом, щеткой, воздуходуйно-всасывающим аппаратом.

Высокопроизводительная универсальная машина ДЭ-235 (концерн «Амкодор-НТЦ», Республика Беларусь) для очистки аэродромных покрытий от снега, пыли и мусора, удаления гололеда, а также просушки покрытий – не имеет аналогов в мировой практике. Машина снабжена снегоочистительным органом, щеточным ротором, генератором воздушного потока и съемным рабочим органом: подкатной тележкой с авиационным реактивным двигателем.

Комбинированная дорожная машина КДМ-152 (производство «Кредмаш», Украина) представляет собой подготовленное шасси автомобиля КрАЗ, на котором смонтировано специальное сменное оборудование; плужное, щеточное, разбрасывающее или поливомоечное.

Роторные снегоочистители предназначены для очистки аэродромных покрытий от снега путем его переброски в сторону от очищаемых участков покрытий.

Роторные снегоочистители, монтируемые на автомобильном, тракторном или специальном шасси, отличаются большим разнообразием принципиальных схем рабочих органов и их конструктивного оформления.

По принципу действия рабочего органа роторные снегоочистители разделены на две группы:

- снегоочистители, у которых захват снега и его отбрасывание выполняется одним механизмом;

- снегоочистители, снабженные раздельными механизмами, служащими для захвата и метания снега.

Первую группу машин разделяют в зависимости от устройства рабочего органа на снегоочистители с ротором, имеющим лопасти специальной формы и ось вращения, параллельную продольной оси машины (роторный снегоочиститель VS 5F фирмы Schmidt, Германия), и снегоочистители, снабженные фрезерным барабаном или фрезой (роторный снегоочиститель В2 фирмы Boschung, Швейцария), средняя часть которой выполнена в виде лопастей, а ось перпендикулярна продольной оси машины.

Снегоочистители второй группы, снабженные метательным механизмом в виде ротора, ось которого параллельна продольной оси базового шасси, различаются конструкцией питателя, выполняемого в виде шнеков (ДЭ-210Б, Михневского ремонтно-механического завода, Российская Федерация; Амкодор 9531 (ДЭ-226) концерна «Амкодор», Республика Беларусь; TS-5 фирмы Schmidt, Германия) или фрезы с осью вращения, перпендикулярной продольной оси машины (А-9511 концерна «Амкодор», Республика Беларусь; КО-816-1, Михневского ремонтно-механического завода, Российская Федерация; SUPRA 4001, фирмы Schmidt, Германия; BUCHER-ROLBA R-5000, производства BUCHER GUMER AG, Швейцария).

В настоящее время применяются для очистки аэродромных покрытий шнекороторные снегоочистители на тракторном колесном или гусеничном шасси (ФРС-200М на базе трактора МТЗ-82, ДЭ-220А на базе трактора ДТ-75 Михневского ремонтно-механического завода, Российская Федерация; УМ- 75 на базе трактора ЗТМ-60Л, Омский завод транспортного машиностроения, Российская Федерация; «Кировец» К-703МА-ОС фирмы Форекс, Российская Федерация).

 

Литература.

1. Шишков А.Ф., Запорожец В.В., Билякович О.Н. Аэропорт. Теория и практика зимнего содержания аэродромов. – К.: Друкарня Діаринт, 2006.- 194 с.

2. Белинский И.А., Самородов Ю.А., Соколов В.С. Зимнее содержание аэродромов. - М.: Транспорт, 1982. - 193 с.

3. Карабан Г.Л., Баловнев В. И. Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов. - М.: Машиностроение, 1975. - 368 с.

4. Горецкий Л. И. Эксплуатация аэродромов: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986. - 280 с.

5. Наставление по аэродромной службе аэропортов гражданской авиации СССР (НАС ГА — 87). — М.: Воздушный транспорт, 1987.

6. Авиационная наземная техника: Справочник. Под ред. В. Е. Канарчука. - М.: Транспорт, 1989. - 278с.

7. Запорожець В. В., Шматко М. П. Аеропорт: організація, технологія, безпека. - К.: Дніпро, 2002. - 168 с.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.