Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 625.7

Алехин А.С., Кочергин В.И., Манаков А.Л.

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАШИН В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), Новосибирск, Россия

В данном докладе рассматривается выбор оптимальных диагностических параметров при дистанционной диагностике современных дорожно-строительных машин.

Ключевые слова: техническая диагностика, мониторинг технического состояния, эксплуатация строительно-дорожных машин.

This report examines the choice of optimum diagnostic parameters is considered at remote diagnostics of modern road-building cars.

Key words: technical diagnostics, monitoring of a technical condition, operation of building-road cars.

В настоящее время в Российской Федерации происходит увеличение объема строительства новых объектов,  автомобильных  и железных дорог, разработки новых месторождений полезных ископаемых. Для этих целей используются современные строительные и дорожные машины,  обладающие высокими техническими характеристиками, и, соответственно, высокой стоимостью. Несмотря на наличие систем самодиагностики и фирменного технического обслуживания брендовой техники, высокая стоимость и сложность конструкции машин требуют повышенного внимания при обеспечении их работоспособности и производительности на должном уровне на протяжении всего срока эксплуатации. Для строительно-дорожных машин характерны удалённость мест работы от дилерских центров и в ряде случаев недостаточная подготовленность операторов. Эти обстоятельства вызывают необходимость повышения оперативности устранения неисправностей и прогнозирования технического состояния машин.

Реализовать подобные требования возможно путём дистанционного мониторинга технического состояния машин. Работы по созданию подобной системы ведутся в Сибирском государственном университете путей сообщения. Современные средства технических коммуникаций в полной мере позволяют решить данную задачу, но возникает проблема выбора оптимального количества и перечня диагностических параметров, необходимых для обработки и анализа в отдалённом техническом центре.

На первом этапе реализации поставленной научно-практической задачи, на наш взгляд, необходим новый подход к классификации способов и средств дистанционной технической диагностики. Критериями, определяющими необходимость и возможность использования того или иного структурного, регулировочного либо диагностического параметра при непрерывном мониторинге технического состояния удалённого объекта, могут являться следующие факторы:

1. Интегральность параметра, то есть, наличие в  диагностическом сигнале информации об изменении внешних показателей машины либо силовой установки, имеющих в основе отклонение от номинальных значений множества регулировочных либо структурных параметров.   Такие параметры (например, производительность машины, мощность двигателя, расход топлива) требуют последующего углублённого поиска неисправностей, но позволяют оперативно реагировать на возможное изменение показателей работоспособности машин и уменьшают количество передаваемой информации.

2. Наличие систем самодиагностики строительно-дорожных машин, позволяющих передавать необходимые сведения о техническом состоянии отдельных узлов и агрегатов внешнему потребителю. Здесь необходимо распределить ответственность за контролем различных параметров между оператором машины и удалённым техническим центром, поскольку такие электронные системы управления могут иметь достаточно большое количество возможных кодов ошибок, и перегружать коммуникационную сеть таким потоком информации не имеет смысла.

3. Влияние контролируемых параметров на невозможность запуска машины в работу или на интенсивный износ сопряжений, а также предполагающий вероятность аварийной остановки машины.

4. Возможность прогнозирования на основе получаемой информации процесса изменения параметров технического состояния машины в зависимости от её наработки.

5. Необходимость установки дополнительных датчиков, не входящих в штатную комплектацию машины.

6. Стоимость или  удельные издержки  технического контроля выбранных параметров в зависимости от способа передачи диагностической информации: дискретный или непрерывный контроль.

В перспективе предполагается создание матрицы диагностических параметров, позволяющей определять оптимальный состав диагностической информации на основании определённых приоритетов (технико-экономические показатели, ресурсные  показатели, показатели безопасности, возможности коммуникационной системы и т.д.).

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.