Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК: 656.025, 656.224, 656.225

Гаганова Е.А.

АНАЛИЗ НЕСТАБИЛЬНОГО РОСТА И СНИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Челябинский институт путей сообщения филиала Уральского государственного университета путей сообщения

Аннотация В статье проанализирована ситуация постоянной нестабильности роста и снижения уровня контейнерных железнодорожных перевозок. Описаны преимущества и обозначены проблемы контейнеризации грузов в России. Предложены пути стабилизации контейнерного роста с применением логистического подхода.

Ключевые слова: «контейнеризация; грузовладельцы; контейнерный поезд; регулярный рейс; терминал; терминально-логистический центр; мультимодальные перевозки».

Annotation In the article the situation of the constant instability of increase and decrease of the rate of the container railway transportation is analyzed. The advantages are observed and the problems of the containerization in Russia are identified. The ways of stabilization of the container's rate with application of the logistic approach are offered.

Key words: «The containerization; merchants; container train; regular trip; terminal; terminaly- logistic center; multimodal transportations».

Контейнеризация грузов является одним из наиболее развивающихся направлений транспортировки грузов, позволяющее  унифицировать и оптимизировать процесс перевозки грузов, а также обеспечить их сохранность в пути следования.

Выгодное транзитное географическое  расположение Южно-Уральской железной дороги, а также большое количество промышленных предприятий, широко экспортирующих свою продукцию за рубеж указывает на достаточно высокий потенциал в развитии контейнерных перевозок.

Лидером российского рынка контейнерных железнодорожных перевозок является ОАО «ТрансКонтейнер» - дочерняя компания ОАО «РЖД», на балансе которой состоит 48 тыс. универсальных контейнеров, 24 тыс. фитинговых платформ и 47 контейнерных терминалов. [3]

На Южно-Уральской железной дороге крупнейший терминал находится на станции Челябинск-Грузовой, который обеспечивает основной объем погрузки, выгрузки грузов, перевозимых в контейнерах и осуществляет массовый промышленный и продовольственный товарооборот в Южно-Уральском регионе.

Итоги контейнерных перевозок в 1 полугодии 2011 года в целом по ОАО «ТрансКонтейнер» показали увеличение на 18,3% к аналогичному периоду прошлого года, а объем терминальной переработки – на 13,7%. [1]

Существенное улучшение производственных показателей в 1 полугодии дал рост импортного грузопотока с широким использованием контейнерных поездов с регулярными рейсами и обслуживанием на терминалах – 36,6% в адрес морских портов, что в 20-футовом эквиваленте составило 41,1%. По данным ЦФТО ОАО «РЖД», увеличение количества контейнерных поездов, проследовавших в межгосударственном сообщении, за 1 полугодие 2011-го составило 26,7% к уровню прошлого года, во внутрироссийском  сообщении – в 1,8 раза. В третьем квартале 2011 года отмечается значительное снижение перевозок грузов в контейнерах в июле 2011года + 13,8% к уровню 2010 года, в августе - +9,5%, в сентябре - + 10%. [1,2,4]

Этот факт объясняется конечно же всемирным кризисом, коснувшимся большинства промышленных и других предприятий, в связи с которым сложно обеспечить привлечение новой номенклатуры грузов. Но, наряду с этим существуют и внутренние проблемы контейнерных перевозок, т.е. нехватка подвижного состава, существующая из-за порожнего пробега; отсутствие выпуска специализированных контейнеров; неразвитая терминально-складская инфраструктура; слабая техническая оснащенность погрузочно-разгрузочных фронтов, вызванная  недостаточными государственными инвестициями и подвижного состава; низкий процент предоставления грузовладельцу комплексных услуг мультимодальных перевозок грузов «от двери до двери».

Стабилизировать рост контейнерных перевозок возможно путем создания логистических системных цепочек взаимодействия перевозчика с операторами контейнерных перевозок.

Предлагаемые пути решения выше поставленных проблем:

- поддержка малого бизнеса, путем глубокого анализа объемов контейнеропригодного грузопотока;

-  изучение требований, предъявляемых к условиям и срокам хранения грузов, перевозимых в контейнерах;

-  создание и соблюдение договорной системы предоставления подвижного состава для перевозки СТК и КТК для обеспечения безусловной и согласованной подачи одновременно и контейнера, и вагона под погрузку;

-  рассмотрение и просчет возможности совместной перевозки отдельных видов хозяйственных грузов сборными крупнотоннажными отправками, в связи с резким падением перевозок грузов в среднетоннажных контейнерах;

-  разработка системного подхода и создание логистической цепочки по транспортировке «воинских грузов» и «домашних вещей».

Актуальность и востребованность контейнерных перевозок во всем мире очевидно указывает на необходимость объединения всех возможных направленностей на максимальное наполнение железнодорожных транспортных артерий нашей страны груженными контейнерами.

Челябинский институт путей сообщения в настоящее время ведет работы по следующему направлению:

- разработка структуры оптимального управления единой сетью контейнерных логистических центров.

 

Литература:

1. В. Меркушева. Контейнерное оживление// РЖД-Партнер-Контейнер № 18 (214) сентябрь 2011г.

2. Документы и комментарии. Итоги погрузки на сети РЖД// РЖД-Партнер № 17 (213) сентябрь 2011г.

3. ОАО «Трансконтейнер»: официальный сайт [Электронный ресурс] URL:http://www.trcont.ru 2011г.

4. Транспорт в цифрах. Итоги погрузки на сети РЖД// РЖД-Партнер № 19 (215) октябрь 2011г.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.