Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

УДК.630*375

Коточигов М.В.

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА МЕСТНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕТИ ЛЕСНЫХ ДОРОГ

Санкт - Петербургский государственный лесотехнический университет

им. С.М. Кирова.

 

Annotation. In given article it is informed on a deficiency problem transportation accessible wood in Russia. For the decision of this problem creation of a network of wood roads taking into account local conditions of environment is necessary. Designing of a network of wood roads can be executed in the integrated systems of the automated designing and management forest usage, but the majority of such modern systems aren't capable to consider set of local conditions.

Keywords: Transport networks; forest roads; local conditions; systems of the automated designing.

Аннотация.

В данной статье сообщается о проблеме дефицита транспортно – доступной древесины в России. Для решения этой проблемы необходимо создание  сети лесных дорог с учётом местных условий среды. Проектирование сети лесных дорог может быть выполнено в  интегрированных системах автоматизированного проектирования и управления лесопользования, но большинство из таких современных систем  не способны учитывать множество местных условий.

Ключевые слова: Транспортные сети; лесные дороги; местные условия; системы автоматизированного проектирования.

Проблема дефицита транспортно - доступной древесины в России с каждым годом усиливает свою актуальность. Нормативные объёмы  расчетных лесосек ни в одном регионе полностью не осваиваются, а в транспортно-доступном лесном фонде резервов для увеличения объёмов заготовки практически нет. Осваивать новые территории дорого ввиду отсутствия должной инфраструктуры, в первую очередь, это относится к лесным дорогам круглогодового действия.

Для успешного освоения новых участков лесного фонда арендаторам необходимо вести строительство большего количества лесных дорог, которые могут использоваться для вывозки древесины, проведения необходимых лесохозяйственных работ, а так же для борьбы с лесными пожарами.

Проблема строительства достаточного количества лесных дорог заключается в  их высокой стоимости. Это связано, во–первых, с высокой стоимостью доставки дорожно-строительных материалов, а во-вторых, со значительным увеличением протяжённости лесных дорог по причине  их не рационального размещения.

Если проблему  наличия и качества дорожно-строительных материалов в конкретных условиях иногда невозможно решить, в связи с отсутствием альтернативы  или экономической нецелесообразностью этого, то рациональное  размещения транспортных путей может быть подобрано с учётом условий  местности.

Основными задачами размещения новых лесных дорог являются:

  • Максимально возможное использование существующих лесовозных дорог и дорог общего пользования;
  • Сокращение расстояния вывозки древесины;
  • Оптимальное расположение транспортных путей на местности в зависимости от местных и экономических условий;
  • Рационального сочетания дорог круглогодового и сезонного действия.

Размещение транспортной сети в арендной базе предприятия требует  большего количества подготовительных работ, включающих в себя сбор исходных данных о местных условиях района; местах и объёмах лесозаготовки; о существующих транспортных путях;  характеристике уровня работы лесовозного транспорта; а также обеспеченности района местными дорожно-строительными материалами.

Большинство принципов размещения лесных дорог основываются на общих принципах и моделях, которые, чаще всего, не учитывают местных условий заготовки древесины.

На размещении сети лесных дорог, наибольшее влияние оказывают местные условия: климатические,  грунтово–гидрологические, а так же таксационные характеристики лесного фонда предприятия и рельеф. Значительная изменчивость большинства из этих условий, как по времени, так и в пространстве делают задачу размещения сети лесных дорог достаточно сложной.

К основным неблагоприятным климатическим условиям можно отнести: малоснежные зимы и зимы с недостаточно низкими температурами, большое количество осадков весной и осенью, высокие температуры в летний период. Так малоснежные и тёплые зимы значительно усложняют строительство зимних дорог, увеличивают их стоимость и сокращают срок их эксплуатации. Дождливый весенне – осенний   период, в свою очередь, увеличивает затраты на вывозку древесины, ухудшает состояние дороги и сокращает период вывозки древесины.

Влияние рельефа, главным образом, характеризуется изменением высот местности. Необходимо учитывать условие того, что  эксплуатация дорог с крутыми подъёмами и спусками значительно сокращают возможную скорость передвижения по ним лесовозного транспорта, а так же влияет на техническое состояние транспортных средств, а как следствие, увеличение затрат на их обслуживание. Понижения рельефа вызывают скопления в них стока вод, что приводит к увеличению количества необходимых водопропускных сооружений.

Грунтово-гидрологические условия наибольшее влияние оказывают на стоимость строительства и эксплуатации дорог. В зависимости от сложности разработки грунтов меняется и стоимость проведения дорожно-строительных работ. От типа грунта зависит выбор конструкции земляного полотна и дорожной одежды и принятие решения о необходимости использовании привозных грунтов, что значительно увеличивает стоимость строительства, как уже говорилось выше. К  основным гидрологическим условиям относится уровень грунтовых вод, так небольшая глубина грунтовых вод приведёт к необходимости увеличения высоты земляного полотна, что, в свою очередь, приведёт увеличению стоимости дорожного строительства. Имеющие в арендной базе предприятия озёра, реки, ручьи, болота приводят к увеличению затрат на сооружение водопропускных сооружений.

Таксационные характеристики лесного фонда предприятия являются основополагающим условием при размещении сети лесных дорог.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные местные условия, являются основными и оказывают наибольшее влияние на  размещение лесных дорог, стоимость их строительства и эксплуатации. Так же на размещение  дорог могут влиять рекреационные функции лесов, находящихся вблизи городов и посёлков.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что рациональное размещение сети лесных дорог в арендной базе предприятия с учётом всех местных условий, позволит сократить расходы предприятий на вывозку древесины и дорожное строительство, а как следствие, снизить себестоимость и увеличить прибыль предприятия.

Рациональное размещение сети лесных дорог с учётом местных условий может быть спроектировано в интегрированных системах автоматизированного проектирования и управления лесопользования.  Такая интегрированная система может быть создана на базе уже имеющихся программных продуктов, например, MapInfo, Microsoft Excel,   Microsoft Access,   AutoCAD и других.

Подобные автоматизированные система постоянно внедряются и развиваются, но большинство из них рассчитано на решение стратегических задач в рамках региона или холдинга, и поэтому мало применимы к каждому конкретному лесозаготовительному предприятию. Эти системы, чаще всего, способны подобрать лесосеки для годового освоения,  рассчитать расположение лесного склада, выбрать пути транспорта древесины конечному потребителю, но не учитывают местные условия при размещении лесных дорог в арендной базе предприятия.

На практике же, проблема размещения транспортных путей, чаще всего, решается путём прокладки пути по квартальным или полуквартальным просекам, а так же на основе многолетней практики предприятия и его руководителя.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема рационального размещения сети лесных дорог, с учётом множества местных  факторов, является актуальной для лесного комплекса России и может иметь практический интерес со стороны арендаторов лесных земель.

 

Литература:

Коваленко, Т.В. Рациональная организация лесных грузопотоков при освоении годового лесосечного фонда лесозаготовительного предприятия: дис… канд. тех. наук: 05.21.01 / Тарас Викторович Коваленко; СПБГЛТА – СПБ., 2005. – 19 л.
Громская, Л.Я. Обоснование рациональной структуры и размещения сети лесных  автомобильных дорог на базе геоинформационных систем: дис… канд. тех. наук: 05.21.01 /Любовь Яковлевна Громская; СПБГЛТА – СПБ., 2011. – 21 л.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.