Верескун В.Д., Воробьев В.С., Карпущенко Н.И.
НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМЫ НОРМАТИВОВ СОДЕРЖАНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
Сибирский государственный университет путей сообщения
В качестве нормативов планирования затрат предлагаются средние удельные затраты на текущее содержание и обслуживание приведенного километра линии. Дан перечень классификационных признаков железных дорог, Приведены расчетные соотношения определения нормативов удельных расходов на один приведенный километр.
Average unit costs for current maintenance and support of the given road kilometer are given as standards of cost planning. A list of railroad classification criteria is given; design ratios for defining the standards of unit costs for one given kilometer are presented.
Key words: infrastructure, standard, unit costs, reduction factor, planning, allocations.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}Реформирование железнодорожного транспортанаправлено на развитие рыночных отношений ОАО «РЖД» с большим числом участникови отношений между ними. Главными экономическими показателями наряду страдиционными становятся прибыль, определяемая наращиваемым объемом перевозок иснижением затрат. В этих условиях необходимо формировать плановые требования ипоказатели, учитывающие интересы участников (в современной терминологии –игроков на рынке транспортных услуг) на взаимодействии современных рыночныхзаконов и новых нормативов.
Получение высоких результатов впроизводственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД», его структурныхподразделений и, в частности, инфраструктурного комплекса должно строиться насистеме планово-экономических нормативов и норм. Эта система должна связыватьэтапы жизненного цикла современных проектов, обеспечивающих эффективностьдеятельности холдинга, а именно: маркетинг, планирование, организацию,менеджмент, продажи (услуги). Точность и обоснованностьорганизационно-технологических и экономических решений на всех уровняхуправления зависит от качества экономических нормативов и норм.
Обобщение понятийприменительно к рыночной экономике содержится в [1].
«НОРМАТИВ - это эталонрасхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которогодолжно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений приполной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивнойорганизации производства и требуемой квалификации персонала».
«НОРМА - это научно обоснованная величинарасхода тех или иных экономических ресурсов в конкретныхпроизводственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальноезначение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенныхусловиях предприятия, его подразделения или другого уровня».
Объективное трактование понятий норм инормативов в инфраструктурном комплексе должно стать планово-экономическимориентиром в достижении высоких конечных результатов и снижении затрат накаждом рабочем месте, в каждом структурном подразделении.
Нормативы служат мерилом эффективностиработы предприятия, своего рода стандартом развития техники, технологии иорганизации производства, уровнем качества и конкурентоспособности продукции,критерием оптимальности экономической деятельности. Все нормативы формируютсядо начала процессов планирования и организации производства. Их численнаявеличина должна быть научно обоснованной, выражать усредненный, общественно нормальный или экономически целесообразныйдля определенных производственных условий уровень затрат планируемых ресурсовнезависимо от отраслевой принадлежности предприятий и форм их собственности.
Нормы создаются для соответствующихлокальных условий рабочего места или определенного типа производства и должныотражать как общие закономерности, так и специфические особенности развитияпредприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимыхограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычнона краткосрочный, заранее установленный период их применения в заданныхотраслевых или корпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретныхпроизводственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых имногих других факторов. Все применяемые нормы должны всегда соответствовать темусловиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриватьсяв соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов. Посвоему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными,общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими,макроэкономическими и микроэкономическими, количественными и качественными ит.д.
Нормы и нормативы имеют также единыеизмерители. Измеритель определяется целью назначения и местом применениянормативов.
Для целей научно-обоснованного дифференцированногопрогнозирования и планирования расходов на сети железных дорог, а также научастках, определяемых интенсивностью перевозок, планом и профилем,климатическими зонами, родом тяги, видом сигнализации и другими факторами целесообразнопринять в качестве нормативов средниеудельные затраты на текущее содержание и обслуживание приведенного километралинии. Идея применения в качестве единицы измерителя приведенного километра линии предложена в работах Гапановича В.А.[2] и Воробьева В.Б. [3]. Единыйэталонный километр линии должен соответствовать типовой конструкции пути втипичных эксплуатационных условиях.
Например, в качествеэталонной принимается конструкция бесстыкового пути с железобетонными шпалами ищебёночным балластом со средними параметрами плана и профиля характерными дляучастка Транссибирской магистрали от Челябинска до Новосибирска,электрифицированного на постоянном токе, оборудованного типовой автоблокировкойсо средневзвешенной грузонапряжённостью и наработкой тоннажа.