Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 656.1:159.9

Осинцева А.А., Осинцев Н.А., Лабунский Л.В.

ПРИНЦИПЫ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова»

 

Предложены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, основанные на использовании принципов транспортной психологии и управления дорожными конфликтами.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; дорожно-транспортное происшествие; транспортная психология; конфликт.

It was offered to take measures for traffic safety improvement, based on principles of a traffic psychology and traffic conflicts management.

Key words: road safety; traffic accident; traffic psychology; conflict.

В настоящее время автотранспортный парк города Магнитогорска составляет свыше 144 тыс. единиц транспортных средств, 90% которых находится в личном пользовании граждан. Ежегодный рост численности транспортных средств составляет в среднем 15-20% и сопровождается увеличением количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Так, с 2000 по 2010 годы количество ДТП в городе увеличилось в 7 раз.

Основными причинами увеличения количества ДТП являются:

- отставание параметров существующей улично-дорожной сети города от формирующегося характера движения (значение коэффициента загрузки основных дорог движением в часы пик составляет 0,9);

- увеличение количества автотранспортных средств и, как следствие, водителей с малым стажем вождения (в среднем на 15% в год);

- рост числа автобусов особо малой вместимости (за последние 10 лет численность автобусов особо малой вместимости («маршрутное такси») увеличилась в 18 раз);

- рост количества нарушений правил дорожного движения (ПДД) участниками дорожного движения (удельное соотношение числа нарушений ПДД между водителями и пешеходами составляет 70% к 30%).

Поскольку численность автотранспортных средств в городе в обозримом будущем будет продолжать расти, тенденция увеличения ДТП будет сохраняться. Сохранятся и другие негативные тенденции, такие как:

- увеличение количества ДТП по вине пешеходов, что указывает на низкий уровень обустроенности пешеходных переходов и остановок городского пассажирского транспорта, неудовлетворительную работу по профилактике нарушений среди данной категории участников дорожного движения;

- увеличение загруженности основных городских магистралей, и, как следствие, возникновение транспортных пробок в часы пик из-за недостаточной пропускной способности;

- неудовлетворительное техническое состояние улично-дорожной сети и прежде всего дорожного покрытия, что указывает на недостаточное финансирование работ по ремонту и благоустройству дорог, а также недостаточный контроль работы дорожно-ремонтных служб.

Устранение выявленных недостатков возможно путем реализации системы мероприятий [1]:

1. Проведения планомерной профилактической работы среди всех участников дорожного движения.

2. Разделения пешеходных и транспортных потоков путем строительства надземных и подземных пешеходных переходов на наиболее загруженных и аварийных перекрестках города.

3. Строительства новых и реконструкции существующих дорог под магистрали со скоростным движением, а также строительства транспортных развязок в разных уровнях на наиболее загруженных перекрестках.

4. Улучшения эксплуатационных качеств дорог: прочности дорожной конструкции, ровности, шероховатости и износостойкости дорожного покрытия; усиления контроля работы дорожных служб, отвечающих за состояние городских дорог.

5. Разработки и внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением.

Реализация решений 2-5 связана со значительными инвестиционными затратами на разработку, проектирование и внедрение реконструктивных мероприятий. Поэтому в условиях недостатка финансовых ресурсов для предупреждения и снижения числа ДТП первоочередными должны стать мероприятия по проведению профилактической работы с участниками дорожного движения – пешеходами, водителями, пассажирами.

В настоящее время существуют различные формы организации и проведения профилактики дорожно-транспортных происшествий: дошкольные образовательные учреждения, школы, автогородки, ДЮАШ и другие, однако, отсутствует системный, комплексный подхода к анализу их организации и эффективности проведения. Реализуемые в городе профилактические мероприятия, такие как «Весенние каникулы», «Летние каникулы», «Ремень безопасности», «Пешеход», «Свет», «Внимание – дети», «Дети – пешеходы», «Ребёнок – пассажир», «Ремень безопасности, автокресло», «Зимние каникулы», не позволяют снизить количество ДТП, а главное, выявлять причины, побуждающие участников дорожного движения нарушать ПДД.

Поэтому, на наш взгляд, для повышения эффективности проведения профилактической работы среди участников дорожного движения необходимо использование комплексного подхода, основанного на принципах транспортной психологии. Такой подход позволит выявлять и устранять причины возникновения конфликтных ситуаций (дорожных конфликтов) между участниками дорожного движения (пешеходами, водителями, пассажирами), и, как следствие, снизить количество нарушений ПДД и число ДТП.

Реализация такого подхода предполагает решение следующих задач:

1. Выявление и систематизация факторов, являющихся причиной возникновения дорожных конфликтов, приводящих к ДТП.

2. Исследование и установление взаимосвязи между дорожно-транспортными происшествиями и дорожными конфликтами.

3. Разработка алгоритма выявления и устранения дорожных конфликтов с целью повышения безопасности дорожного движения.

Таким образом, использование принципов транспортной психологии при управлении безопасностью дорожного движения позволит изучить механизм взаимодействия участников дорожного движения, приводящий к возникновению дорожных конфликтов, выявлять причины их возникновения и организовывать профилактические мероприятия с учетом выявленных причин.

 

Литература:

1. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Осинцев Н.А., Цыганов А.В., Пыталева О.А Методика разработки маршрутной сети движения городского пасс транспорта (на примере г. Магнитогорска) // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2011 №2. С. 49-58

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.