Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Шевченко А.С., Титов Д.А.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ В СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ИЛОВЛИНСКОГО И КОТЕЛЬНИКОВСКОГО РАЙОНОВ

Волгоградский Государственный Технический Университет

Аннотация: В статье проводится анализ состояния дорожного покрытия в сельских районах Волгоградской области на примере Иловлинского и Котельниковского районов. Авторами рассматривается качество проезжей части, состояние и наличие дорожных знаков на аварийно-опасных участках, состояние дорожной разметки и пешеходных переходах.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть (УДС), дорожная разметка, знак, светофор, дорожное покрытие, пешеходный переход.

Безопасность дорожного движения зависит от множества факторов системы «Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда». Качество дорог это не  только основная составляющая безопасности движения транспортных средств, но и один из основных элементов вносящих свой вклад в экономическое благосостояние города, области, районов, так как качество дороги напрямую влияет на процесс осуществления автомобильных перевозок. В настоящее время в крупных городах проводятся большие работы по улучшению качества улично-дорожной сети (УДС), чего нельзя сказать о сельских районах. Большое количество дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами и существенными материальными потерями в сельских районах области, которые приводят к гибели людей и материальному ущербу, связано именно с низким качеством УДС.

В этой связи сделана попытка оценить качество улично-дорожной сети и организации дорожного движения в сельских районах Волгоградской области на примере Котельниковского и Иловлинского районов.

Как и в любой другой научно-технической области, в дорожном хозяйстве все параметры регламентируются нормативной документацией (СНиПами и ГОСТами). На большинстве улиц рассматриваемых районов возраст асфальтового покрытия превышает 20 лет. На такой срок эксплуатации оно не рассчитано - ямочным или аварийным ремонтом здесь не обойтись.

Требованиями к эксплуатационному состоянию‚ допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения  установлены предельно допустимые площади повреждений покрытия и сроки их ликвидации после обнаружения‚ а также качество заделки этих повреждений с точки зрения ровности покрытия [1].

Как только сошли ледовые уплотнения (не убиравшиеся зимой) на дорогах,  стало очевидно, что количество и глубина разрушений покрытий имели размеры, превышающие нормативные значения (15х60х5 см). Например, размеры выбоин на улице Беловицкого в г. Котельниково составляет  32х87х11 см.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на участке 903-904 километр автодороги М6 «Каспий» показал, что ежегодно на этом участке происходит  до 7 дорожно-транспортных происшествий (участок, на котором за год происходит 3 дорожно-транспортных происшествия, считается опасным).  Выявлено, что данные дорожно-транспортные происшествия обусловлены неудовлетворительным качеством дорожного полотна.

Статистика ДТП в Иловлинском и Котельниковском районах Волгоградской области свидетельствует, что доля дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным состоянием улично-дорожной сети, составляет 30-40 %.

Огромную роль в плане обеспечения безопасность дорожного движения играют светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка и обеспечение видимости на дороге.

В организации дорожного движения существенную роль играют дорожные знаки, они регулируют направление движения и скоростной режим транспортных потоков, следовательно, дорожные знаки должны быть в первую очередь в надлежащем состоянии. К сожалению, не все дорожные знаки на УДС исследуемых районов соответствуют требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» [5]. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», так, в частности, в г. Котельниково на пересечении улиц Донская и Сербина расположен знак, у которого нет установочной стойки, он просто стоит на земляном полотне обочины. Дорожные знаки, установленные на дорогах области, не всегда эффективны. Зачастую знаки плохо заметны в плохую погоду, особенно в туман. И даже тот факт, что они покрыты светоотражающей краской, не всегда работает. Большое количество дорожных  знаков потеряли свою информативность из-за нарушенного покрытия, например дорожные знаки в районе «Садов придонья» Иловлинского района. В селе Качалино в районе железнодорожного вокзала имеется резкий поворот, перед которым отсутствуют предупреждающие и регулирующие дорожные знаки, и, как следствие, весьма часто на этом повороте происходит съезд автомобилей с дороги [6].

Что касается светофоров, то они  нерегулярно очищаются от грязи. Последнее время совместно со светофорами широко стали применяться табло обратного отсчета времени, что позволяет существенно снизить количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе несчастных случаев с участием пешеходов. Табло имеет интеллектуальный режим, автоматически подстраивается под временные режимы светофорного контроллера, работает с любым типом светофоров и контроллеров. В г. Котельниково в соответствии с районной программой повышения безопасности дорожного движения на период 2006-2012 гг. было запланировано установить табло обратного отсчета времени на 5 перекрестках, а именно на пересечениях: ул. Родина – ул. Чеснокова, ул. Родина – ул. Ротмистрова, ул. Родина – ул. Урицкого, ул. Ленина – ул. Беловицкого, ул. Калинина – ул. Чкалова, но, к сожалению, как и большинство запланированных мероприятий, они остались только на бумаге.

Дорожная разметка – это вообще больной вопрос областных дорог, во многих случаях она отсутствует. В частности, в Котельниковском районе дорожную разметку освежают только на дорогах, соединяющих населенные пункты, что касается разметки на дорогах внутри поселков, то она там просто отсутствует.

Также хотелось бы обратить внимание и на пешеходные ограждения. Пешеходные ограждение предназначены для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть в наиболее опасных для жизни местах.

С одной стороны они способствуют снижению числа ДТП с участием пешеходов, а с другой стороны, их установка защищает людей и тротуары от нерадивых водителей. Высота пешеходного ограждения и наличие горизонтальной перемычки значительно затрудняет преодоление данного ограждения пешеходами, а глубина бетонирования ограждения надежно защищает самих пешеходов от автомобилей. Сегодня пешеходное ограждение является незаменимой частью дорожной инфраструктуры, которая играет важнейшую роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Именно поэтому пешеходные ограждения должны быть качественными, иметь максимальный уровень надежности. А на практике мы имеем ограждения низкого качества, к тому же и установленные не во всех местах, где они требуются. Например, в ст. Качалино при спуске на затяжном повороте в районе улицы Первомайская необходимо установить ограждения, так как часто автомобили съезжают с трассы и сталкиваются с оборудованием газового хозяйства.

Что касается Иловлинского района, то там, как и в описанном выше районе, похожие проблемы.

Мы показали некоторые проблемы сельских районов, в частности,  несовершенство улично-дорожной сети, плохую организацию дорожного движения, но если коснуться отдельных сельских поселений, то ситуация будет ещё хуже. Например, в деревне Иловлинского района Качалино, асфальтированное покрытие проложено только сквозь деревню, то есть возле школы и вокзала, а вот, что касается множества улиц и переулков, то про них позабыли. На улицах отсутствует твердое покрытие, поэтому во время распутицы практически невозможно проехать на автомобиле, нередко останавливаются даже полноприводные автомобили. В отдельных хуторах полностью отсутствует асфальтированное покрытие. Зимой, когда много снега, дорожные службы чистят только основные проезды, а что касается выездов с улиц, то они оказываются закрытыми снежными валами, образовавшимися после чистки асфальтированной части дорожного покрытия. Ремонт дорожного полотна в сельских поселениях практически не производится, осуществляется только частичная заделка ям и то только на дорогах, соединяющих соседние поселения.

Таким образом, если подвести некоторый итог, оказывается, что улично-дорожная сеть и организация дорожного движения в сельских районах области находится в глубоком кризисе по следующим причинам:

- отсутствие комплексной программы развития дорожно-транспортной системы;

- недостаточное финансирование мероприятий по развитию дорожно-транспортной системы;

- отсутствие  общественного  и специализированного контроля за  использованием бюджетных средств.

Для того чтобы снизить общее количество ДТП, которые вызваны некачественным состоянием улично-дорожной сети предлагается:

- разработать  целевую программу, направленную непосредственно на улучшение качества улично-дорожной сети сельских районов с указанием источников финансирования;

-  осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий целевой программы, за расходованием выделяемых средств, работой дорожных служб;

- ежегодно проводить полный мониторинг состояния УДС сельских районов.

Литература:

1.  ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. -М.: Изд-во стандартов, 1994.-8с.

2.  СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. -М.: Изд-во стандартов, 1986.-88с.

3.  Ведомственные строительные нормы ВСН 24-88. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог.- Минавтодор РСФСР.: Изд-во стандартов, 1989.-158с.

4.  ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. -М.: Изд-во стандартов, 2006.-80с.

5.  ГОСТ 23457-86. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения. -М.: Изд-во стандартов, 2000.-47с.

6.  СНиП 2.07.01-89. Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. -М.: Изд-во стандартов, 1990.-87с.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.