Рейтинг пользователей: / 25
ХудшийЛучший 

УДК 656.13.08

Куликов А.В.

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБСУЖИВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПОСИТИТЕЛЕЙ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Волгоградский государственный технический университет

In the article questions of parking organization in large centers are examined. The locations and quantity of parking places are determined depending on the size of the shopping centre.

Keywords: point-of-sale-entertaining centers; motor-car parking; high-quality service.

В статье рассмотрены вопросы организации парковки в крупных торговых центрах. Определены места расположения и количество парковочных мест в зависимости от размера торгово-развлекательного центра.

Ключевые слова: торгово-развлекательные центры; автомобильная парковка; качественное обслуживание.

В статье излагаются проблемы и методы организации парковок в местах размеще­ния крупных торгово-развлекательных центров Волгограда. Торгово-развлекательный центр – это место, куда покупателей приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства.

Торгово-развлекательные центры находятся в Тракторозаводском, Центральном, Ворошиловском, Дзержинском и Советском районах города.

Для торговых центров, расположенных вдали от оживленных магистра­лей на небольших улицах или в тех районах, где раньше вовсе не было за­стройки, встает проблема обеспечения комфортного подъезда. Всю площадь, окружающую ТРЦ, можно ус­ловно разделить на три зоны: пешеходную, автомобильную и хозяйственную. Пешеходная зона включает в себя дорожки, ведущие к зданию ТРЦ. Жела­тельно сделать путь от входа на территорию к дверям ТРЦ максимально ко­ротким и непересекающимся с дорогой для транспорта. Если въезд и вход на территорию объединены, то для пешеходов обязательно должен быть преду­смотрен отдельный вход. При устройстве входа по возможности учитывается его близость к остановке общественного транспорта.

Если проходимость торгового центра не слишком велика, то достаточно организовать единый въезд-выезд. В крупных ТРЦ целесообразно сделать въезд и выезд раздельно и разработать схему движения авто­транспорта на его территории. В этом случае на стоянке размешаются до­рожные знаки установленного образца и делаются дополнительные обозна­чения на асфальте.

Если торговый центр находится в окружении нескольких улиц, то по возможности создаются условия, при которых водители могут попасть на стоянку с нескольких сторон. Строительство крупного торгово-развлекательного центра невозможно без обустройства парковки. Во-первых, этого требуют строительные нормы, во-вторых, люди предпочтут тот ком­плекс, где есть возможность удобно припарковать и оставить автомобиль в безопасности. На парковке нельзя экономить [1].

Количество ТРЦ на территории Волгограда с каждым годом уве­личивается. Наиболее крупными являются «Парк Хаус, «Европа Сити Молл», «Диамант», Ворошиловский Торговый Центр, «METRO», «REAL», «Карусель», «Спорт Мастер», «Тойота», «Хендай», «Эльдорадо», «Стройберри» [2].

Одна из самых современных парковок европейского типа расположена за Ворошиловским торговым центром. Шестиэтажное строение рассчитано на тысячу парковочных мест. Работает парковка 24 часа в сутки.

Еще одна особенность парковки – она соединена переходами с самим торговым центром. На ее территории находится автомойка. Въезд и выезд автоматизирован. Карточку автоматически выдают при въезде на парковку. Машину можно поставить на любом этаже, проехав по пандусу справа. Карточка сохраняется, так как она является ключом, открывающим шлагбаум. При выезде карточка вставляется в соответствующее гнездо терминала.

Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м2 торговой площади. Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы: размер торговой площади; специализация магазина; равномерность спроса и посещения магазина; удаленность от жилых или офисных районов, станций и путей движения общественного транспорта.

В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них. Так, для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками, и 1 место на парковке приходится на 6-12 посадочных мест (МГСН 1.01.-99). Уточнения, аналогично торговым предприятиям, производятся в зависимости от типа ресторана или кафе: для ресторана класса «люкс» требуется 1 машиноместо на 6-7 посадочных мест в зале, для ресторана первого класса - 1 машиноместо на 10-12 мест за столиками, для кафе - 1 стояночное место 11-12 посадочных мест. Когда в комплексе присутствует офисная функция, расчет парковки осуществляются по количеству служащих, и 1 машиноместо должно приходиться на 3-5 человек. Данные нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий. Поскольку бывает трудно определить, сколько работников заселится в офисы и кабинеты, можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений: 1 машиноместо на 50-60 квадратных метров, в зависимости от удаленности от остановок общественного транспорта.

Определив необходимое количество мест, рассчитывается требуемая площадь для парковки. Для стоянки одного легкового автомобиля рекомендуется площадь: 20 м2 при поперечной расстановке машин; 23 м2 при  расстановке под углом; 25 м2 для крупных автомобилей. При большой площади парковки и наличии магазинов для покупателей-профессионалов (строительные и отделочные материалы, cash&carry) следует предусмотреть место для крупных машин – микроавтобусов, фургонов, грузовых автомобилей.

Парковка может находиться на земле, под землей, на крыше здания или примыкать к зданию (многоуровневая парковка). Очевидно, что наземная парковка более удобна для посетителей и дешевле обходится владельцу. Имеет значение ее форма и конфигурация. Когда определяются постановка здания на участке и место парковки, принимается во внимание следующее: насколько парковка видна посетителям, подъезжающим к магазину; легко ли контролировать и охранять парковку; сколько придется идти посетителям до входа от самых удаленных точек на парковке.

Наилучший вариант – парковка прямоугольной формы, расположенная перед зданием.  Немного уступает прямоугольной Г-образная парковка, она должна быть развернутой к потоку, и место въезда должно находиться в углу. П-образная парковка вокруг здания уже значительно хуже, а самое неудачное решение – отдельные кусочки парковки, расположенные в разных местах.

Парковка на крыше или в нескольких уровнях может быть значительно, даже в разы дешевле подземной. Это связано с отсутствием дорогостоящим подземных работ: гидроизоляции, сложных систем воздухообмена.

Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам – 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной проекции приходится 8 см подъема или спуска. При большем уклоне парковка делается в виде террас, разделенных подпорными стенками, которые должны быть перпендикулярны фасаду магазина.

Особенности посещения магазина определяют способ расстановки автомобилей. Расстановка под углом 45 или 60 градусов выбирается для магазина или торгового центра, если: в магазине большой проходящий поток посетителей; среди покупателей значительная доля женщин; внутри магазина покупатели проводят сравнительно недолгое время (не более 1,5 - 2-х часов). Если же в магазин приезжают целенаправленно и надолго, более эффективной будет расстановка под углом 90 градусов [3].

Организация  качественного обслуживания мобильных посетителей ТРК с условием безопасности движения автомобилей и пешеходов в парковочной зоне должна быть обеспечена на высоком уровне, не зависимо от размера торгово-развлекательного центра.

 

Литература

1. Кулябина, О.И. Проблемы организации дорожного движения в местах размещения крупных торгово-развлекательных центров в г. Волгограде / О.И. Кулябина, А.В. Куликов // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли Юга России (г. Волгоград, 13-15 мая 2009 г.): матер. III науч.-техн. конф. студ., аспир. и мол. учёных / Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Волгоград, 2009. - C. 78-82.

2. Лукин, В.А. Существующие проблемы организации безопасности дорожного движения на территориях торгово-развлекательных центров в г. Волгограде [Электронный ресурс] / В.А. Лукин, А.В. Куликов // Малоэтажное строительство в рамках Нац. проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России»: технологии и материалы, проблемы и перспективы развития в Волгоградской области : программа, сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф., 15-16 дек. 2009 г. Волгоград (электронная версия) / ГОУ ВПО "Волгогр. гос. архитектурно-строительный ун-т" [и др.]. - Волгоград, 2009. - 1 CD-ROM. - C. 459-461.

3. Организация парковок автомобильного транспорта в местах размещения крупных торгово-развлекательных центров г. Волгограда / О.И. Кулябина, Т.Н. Найденова, А.М. Зубко, А.В. Куликов // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли Юга России : матер. IV науч.-техн. конф. студ., аспир. и молодых учёных, Волгоград, 11-14 мая 2010 г. / ВолгГАСУ. - Волгоград, 2010. - C. 172-176.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.