9. Теория и методика педагогической работы
УДК 376.37 Соловьева Л.Г. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Введение. Проблема формирования личности, выявление важнейших детерминант ее развития была и остается одной из актуальных в различных областях знаний: философии, психологии, педагогике. Объективно существующая связь человека с другими людьми, невозможность его как социального существа развиваться вне общества, позволяет выделить в качестве сущностной характеристики человеческой психики феномен общения.
Подробнее...
УДК 378.147:81’243 Ершова Н.Р. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ Северный (Арктический) Федеральный Университет
Введение С началом XXI века языковое образование в России, как и вся система высшего образования в целом, не перестает изменяться. Лингводидактика, ориентированная долгое время исключительно на языковые знания, ставит акценты на практическую значимость языкового образования. За последние сто лет методика преподавания иностранных языков (далее ИЯ) прошла длинный путь от грамматико-переводного метода до интегрированного обучения языку и культуре. Постепенно становилось очевидным, что вербальные и невербальные действия, состоящие из разнообразных культурно-обусловленных норм, правил, кодов и знаков, определяющих выбор стратегий общения, выходят за рамки простых языковых явлений, а культура, как система верований и ценностей, проявляется самым ярким образом в поведении. На первый план вышло обучение не языку, а общению на языке, поведению на языке, то, что в дидактических теориях языкового образования вкладывается в понятие «иноязычное коммуникативное поведение» (далее ИКП). Такого рода изменения в теории методики преподавания ИЯ совпали с общими тенденциями развития образования в мире и в первую очередь в странах Европы. Правильность пересмотра цели и содержания языкового образования были подтверждены двумя важными событиями: вступление России в Болонский процесс в 2003г. и, выдвинутая экспертами Совета Европы, идея общеевропейских ключевых компетенций владения ИЯ. Принятые в 2010г. федеральные государственные образовательные стандарты, утвердившие двухступенчатую систему высшего профессионального образования (квалификация (степень) «магистр» и «бакалавр»), и определившие фиксированный набор общекультурных и профессиональных компетенций, стали логическим завершением преобразований. Привлекая внимание исследователей в силу объективных фактов политического и социального характера, проблема коммуникативного поведения (далее КП) в целом и иноязычного коммуникативного поведения в частности рассматривается в первую очередь как этнографическое и лингвосоциокультурное понятие. Но огромный практический потенциал знаний о КП народов в контексте преподавания ИЯ выводит исследования на совершенно другой уровень.
Афанасьева Е.Ф., Афанасьев А.Е. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУПАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР Специальная (коррекционная) школа №4 VIII вида г. Якутска
ВВЕДЕНИЕ Проблемой нашего исследования является недостаточная изученность двигательной сферы детейс интеллектуальными нарушениями и отсутствие комплексных исследований по проблеме обучения и воспитания таких школьников, а также наличие противоречий между реальным состоянием учебно-воспитательного процесса, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных способностей в условиях специальной (коррекционной) школы.
УДК 378 Шарифуллина С.Р. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Елабужский институт КФУ
Введение Необходимость осуществления педагогом физкультурно-спортивной деятельности определяется требованиями государственной политики, прописанными в таких законодательных актах, как Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (2009). Согласно принципам государственной политики в области образования, здоровье относится к приоритетным объектам защиты в ходе образовательного процесса (ст.2. п.1. ФЗ «Об образовании»). Данный принцип закреплен в требованиях к результатам освоения образовательных программ бакалавриата, по которым выпускник должен быть «готов использовать методы физического воспитания … для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья».
Лукьяненко М.А. Межличностный диалог в учебном процессе как технология развития мотивационно-смысловой сферы младших школьников Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
Введение Современные отечественные психолого-педагогические теории и концепции отдают предпочтение образовательным целям, ориентированным на духовное и ценностно-смысловое развитие учащихся. Несмотря на разработанность теории смысла в психологии, исследований особенностей, свойств и механизмов его «поведения» в единстве содержательных и динамических проявлений в обучении, пока еще достаточно немного. Становится очевидным актуальность поиска методов, технологий, средств, способов и форм организации обучения, которые бы обеспечили необходимо оптимальную степень вариативности, оптимум обязательного и выборочного, так как даже ориентированный на индивидуальные особенности учащихся, учебный процесс, остается все же управляемым со стороны учителя. В качестве такой технологии можно рассматривать учебный межличностный диалог при условии его ориентации на мотивационно – смысловые особенности учащихся, когда познаваемое из «смысла для других» будет становится «смыслом для себя» [5].
Кабанов А.М., Рубан Г.А. Методика организации учебных занятий с использованием планшетного ПК и Интернета Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Введение В современной жизни Интернет и компьютерные технологии cтали частью повседневной действительности. Интернет – это информация, образование, культура, наука и т.д. Но основа работы в Интернете – это получение информации и коммуникация. Предлагаемая методика использования Интернета в образовании строится на этих принципах. Повышенный интерес к Интернету и снижение интереса к чтению необходимо использовать в образовательных целях. Если трудно студента заставить читать обычный учебник, можно предложить ему прочитать электронный. Интернет и ПК делает проведение занятий более привлекательным для молодёжи. «Одно из важнейших достоинств Интернета для подростков и молодежи - это то, что пользователь сети ощущает себя частью глобального медийного пространства, а не жителем только своей страны. Интернет и компьютеры для современной молодежи приобрели статус вещей, «без которых невозможно жить», поэтому необходимо «направить потоки информации из Интернета в нужное русло» [2].
УДК 37.013.46 Каргина З.А. Некоторые дополнения к современной теории дополнительного образования детей Московский институт открытого образования
Введение Методология современного дополнительного образования детей (далее по тексту – ДОД) находится на начальном этапе своего формирования. Ее основу составляют методологические и теоретические основания внешкольного образования – внешкольной работы, которые складывались в течение достаточно длительного времени.
УДК 378.14 Калнинш Л.М. НЕПРЕРЫВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
Введение. Реформирование образования всех уровней связанно с вовлечением учителя в процесс непрерывного личностно-профессионального саморазвития. Использование информационных технологий обучения дает новые возможности для поддержки соответствующих процессов. Работу в данном направлении необходимо начинать еще в высшем учебном заведении через погружение будущего педагога в информационно-дидактическое пространство саморазвития учителя (ИДП).
Зайцева С.Е. ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Введение. С расширением международного сотрудничества в рамках экономической и политической глобализации кардинальным образом изменились требования, предъявляемые сегодня работодателями к выпускникам российских вузов, в том числе неязыковых специальностей. Кроме высокого профессионального уровня современный специалист с высшим образованием должен обладать достаточно высоким уровнем языковой компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности, включающей профессиональный рост на основе отечественных и зарубежных достижений, обмен опытом с зарубежными коллегами, научные исследования и т.д. Основная тенденция изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, отражает направленность на гуманистические ценности, коммуникативную культуру, процессы развития и самоактуализации личности каждого участника образовательного процесса. Радикальные изменения в жизни нашего общества, вызванные такими явлениями как интеграция России в мировое информационное пространство, создание единого правового пространства Европы и осознание необходимости взаимопонимания и сотрудничества в правовых вопросах с народами Европы и мира, высокая потребность в межкультурной коммуникации, обеспечение национальной правовой безопасности России – все это инициирует появление в системе образования новых подходов и направлений, обеспечивающих эффективную подготовку профессиональных кадров, и, в частности, юристов. Из сказанного можно сделать вывод, что переход российского образования на новые Государственные стандарты требует от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном отношении.
УДК 378 Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Особенности организации педагогической поддержки в условиях дистанционного обучения Филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» г. Сызрань
Введение. Развитие IT-технологий делает все более привлекательными дистанционное обучение, которое требует использование новых подходов и методов обеспечения учебного процесса. Реализация социального заказа на обеспечение равного доступа всех граждан России к образованию делает проблему качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения особенно значимой. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам дистанционного обучения позволил выделить следующие недостатки в подготовке специалистов в таком режиме:
|
|
|