Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Жерновая Е. И.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМОТВОРЧЕСКИХ  ПРИНЦИПОВ  НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ХУДОЖНИКОВ – ПРИКЛАДНИКОВ

Одесское художественное училище им.М.Б.Грекова

Методология одесской школы керамики сформировалась в начале ХХ-го века и состояла в отображении национальной идентичности путем исследования и применения формотворческих принципов регионального народного искусства; эта концептуальная линия была продолжена  педагогами нового поколения втечение 1991-2011 годов.  

Ключевые слова:   народное искусство, формотворчество, керамика.

The methodology of the Odessa ceramics school formed in 1920-1930's. For period 1990-2010 we succeeded to continue this conceptual line that changed the artistic face of modern porcelain from empire-classic to national-democratic by studying and using traditions of the Ukrainian folk art.

Keywords: Regional School, porcelain, curriculum, folk art.

Отделение керамики при Одесском художественном училище было создано в 1928 году и с самого начала было ориентировано на задачи промышленного искусства. История и суть деятельности его основателей содержательно изложены в научных работах современных украинских исследователей: С.С.Шевелёва («Одесское художественно-театральное училище им. М.Б.Грекова. Очерки. Теория и история», 2003), Р. Т. Шмагало («Художественное образование в Украине середины ХIХ-го середины ХХ-го столетий», 2005), О.В. Школьной (« Творчество и художественно-педагогическая деятельность Михаила Жука в контексте становления украинской школы фарфора», 2007).

Методологической основой обучения на созданном факультете стали  новаторские эксперименты в сфере монументального и декоративно-прикладного, которые существенно отличались от академической школы и были искусства ориентированы на общеевропейские тенденции того времени, навеянные идеями Дж. Рёскина и У. Морриса: сохранение гуманистического характера изделий, создаваемых индустриальным способом. Это объясняет тогдашнее увлечение предметами старины и особенную заинтересованность народным орнаментом как носителем символического содержания. Создатели одесской школы керамики – Михаил Жук и его современники положили в основу своего метода декоративность и поиск национальной идентичности, синтезированные при помощи орнаментальных форм и приёмов национально-романтического варианта стиля модерн. Народное искусство рубежа 19-20 веков стало для них эталоном, на технический и художественный уровень которого они ориентировали молодое поколение.[5]

Эта педагогическая концепция не потерялась во времени и событиях, благодаря усилиям преподавателей ОХУ 1990-х годов. На основании изучения архивных материалов ими была разработана программа по композиции художественной керамики, целью которой стало воссоздание национального характера предметов материальной культуры путём исследования и трансформации мировоззренческого контента регионального народного искусства в современные  произведения в сочетании с их рациональной конструкцией. Креативное обновление системы методов одесской школы керамики, состояло в следующем:

  --       1991-1993 гг. – проведен этнопедагогический эксперимент, в ходе которого к учебному процессу была привлечена народный мастер-гончар Ольга Галактионовна Шиян  (1914-2000); изучался и был использован опыт  единственной в регионе школы декоративной росписи ( с. Троицкое, Любашовский р-н, Одесская обл.), созданной заслуженным мастером народного творчества Ростиславом Михайловичем Палецким (1932-1978), автора орнаментальных картин; [3]

  --       1991-1996 гг. – создан ряд дипломных работ (в виде промышленных образцов для фарфоровых предприятий)  по мотивам орнаментов этнографического альбома «Степова Украина. Орнамент», изданного основателями факультета в 1928 году по материалам студенческой экспедиции: набор бытовой посуды для кухни «Степова Украина», автор Анна Шалайкина, 1992; десертный набор «Заручины», автор Ирина Сабашук, 1996; набор декоративных ваз для общественного интерьера «Украинская геральдика», автор Наталья Левицкая, 1996; чайный сервиз «Синий цветок», автор Елена Новикова, 1996; также в 1996 году был создан набор декоративных ваз «Малёвка» по мотивам орнамента Ростислава Палецкого, автор Татьяна Жукова;

  --       1998 г. – студент Павел Маркевич совершил сбор  материала по народному искусству караимов: в этнографических музеях Ялты, Симферополя, Бахчисарая и Евпатории он сделал множество зарисовок и фотографий, орнаментальное оформление старинного свадебного договора стало прототипом современного фарфорового сервиза для торжественных событий «Караимская свадьба»;

  --       2001 г. – выпускница Елизавета Доценко создала декоративно-мемориальную вазу «Соломея» по мотивам евангельских рисунков выдающегося одесского графика Амвросия Андреевича Ждахи (1855-1927); орнаменты, созданные мастером в стиле украинского модерна, на тот момент еще не были опубликованы и сберегались в фондах Одесского историко-краеведческого музея (ОИКМ); ваза была посвящена 145-летнему юбилею художника. 2003 г. --  проведена первая пленэрно-этнографическая практика, вовремя которой студенты делали зарисовки ландшафта, сельских жилищ на юго-западной окраине Одессы, орудий труда, современной техники, исторических и культурных памятников, портреты местных жителей, предметы быта и т.п. По материалам этнографического отдела краеведческого музея г. Белгорода-Днестровского были созданы современные декоративные композиции. По результатам экспедиции был разработан методический альбом « Степная Украина ХХI –го столетия глазами юных художников»;

  --       2006 г. – студент Вячеслав Рубанюк создал фаянсовый набор презентационной посуды для вина по мотивам орнаментальной картины  современного народного мастера Ростислава Палецкого «Сагайдачный»;

  --       2011 г. – осуществлена реконструкция уникального  явления в фарфоро-фаянсовом производстве Украины – ритуальной еврейской посуды ( по материалам новейших исследований тонкокерамической иудаики конца ХIХ-го – начала ХХ-го века, г. Любичи Королевской).[4] Создан эксклюзивный фарфоровый гарнитур для празднования иудейской Пасхи, состоящий из трёх частей: 1) Набор обрядовой посуды «Песах» ( зн. – «Пасха»), автор Яна Лейфер; 2) набор для вина и сока «Седер» ( зн. – «Порядок»), автор Катерина Поздырева; 3) столовый сервиз «Зевах Песах» (зн. – «Пасхальная Жертва»), автор Дарья Забудская. В ходе проектирования студенты исследовали материалы музея и библиотеки одесского еврейского культурного центра «Мигдаль», Музея исторических ценностей Украины, этнографического отдела «Степова Украина» при Одесском историко-краеведческом музее. Результатом стали стенды с изображением множества вариантов еврейского народного орнамента, который и определил стилевой характер гарнитура.

 В этом же 2011-м году студентка Татьяна Резникова выполнила фарфоровый кофейный сервиз «Берекет» по мотивам крымско-татарского народного искусства, которое впервые получило научное освещение в исследовании украинского искусствоведа Нурии Акчуриной-Муфтиевой. В её монографии, вышедшей в 2008-м году, были опубликованы зарисовки орнаментов для вышивки, сделанные в 30-х годах ХХ-го века художниками НИИХП ВКПС во время Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Там же приведены слова П.Я.Чепуриной, организатора евпаторийской художественно-кустарной артели: «…Необходимо этот орнаментный материал ввести в производство. Он внесет свежую струю подлинного искусства в фарфорово-майоликовое производство и наш текстиль…»[1] Так  студентке ХХI –го века удалось осуществить проект, прерванный известными историческими обстоятельствами.

Приведенные примеры позволяют сделать следующие выводы: изучение народного искусства  как источника идей, закодированных в многозначной системе образов, и способов рационального художественного конструирования, так же актуально сегодня в деле профессиональной подготовки художников-прикладников, как и сто лет назад. Такой формотворческий подход  способствует защите культуры от национально окрашенного примитива, с одной стороны, и диктата коммерческого спроса, с другой.

Литература

1.Акчурина-Муфтиева.Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских

татар ХV – первой пол.ХХ-го вв. – Симферополь: ОАО «Симф. гор. типография», 2008.

2.Шевелёв С.С. Одесское художественно-театральное училище им.М.Б.Грекова. Очерки. Теория и история». – Одесса: «Оптимум», 2003.

3.Школьна О.В. Ритуальний єврейський фаянс Любичі Королівської к.ХІХ – поч.ХХ ст.. – К.: «Східний світ», № 3.2009, 2009.

4.Школьна О.В. Творчість та мистецько-педагогічна діяльність Михайла Жука в контексті становлення української школи художників фарфору// Автореферат дисертації. – Львів, 2007.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.