Шевченко Н.И.
Проблемы информатизации образования
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
This work considers the component to the information competence of students. personal safety considered as a component of information competence. Describes the existing experience of solving the problem of personal security in educational establishments.
Keywords: competence, information competence, information security.
В работе рассматриваются составляющие информационной компетенции учащихся, обосновывается целесообразность рассмотрения информационно-личностной безопасности как составляющей информационной компетенции. Описывается существующий опыт решения проблемы информационно-личностной безопасности в учебных заведениях.
Ключевые слова: компетенции, информационная компетентность, информационная безопасность.
В настоящее время в России согласно новым образовательным стандартам основным становится компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций.
Понятие «компетенция» рассматривалось многими учеными: А.А. Дахиным, Г.К. Селевко, А.В. Хуторским и определяется как «способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социуме».
Ключевая компетентность определяется как «осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях на основе приобретенных знаний и умений» [1].
В общем среднем образовании необходимо формировать, по мнению педагогов, четыре ключевых компетенции:
1. Общекультурная компетенция, состоящая из двух составляющих (которые также являются компетенциями) - учебно-познавательной и информационной;
2. Социально-трудовая компетенция;
3. Коммуникативная компетенция;
4. Компетенция в сфере личностного самоопределения [1].
Таким образом, информационная компетенция относится к общекультурной, которая в свою очередь является ключевой, то есть компетенцией, охватывающей все виды деятельности.
Информационная компетентность обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации и включает в себя умения:
-
самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
-
анализировать и преобразовывать информацию;
-
сохранять и передавать информацию.
Необходимо не только учить учащихся ориентироваться в информационном пространстве современного общества, но и отличать достоверную информацию от заведомо ложной, что в свою очередь связано с развитием критического мышления. Информация может влиять на социально-нравственные ориентиры учащихся, носить агрессивный характер. Пропаганда насилия и жестокости средствами массовых информаций, отсутствие цензуры в сети Интернет является не только социальной, психологической, но педагогической проблемой.
Необходимо в определение понятия «информационной компетенции» включить умение противостоять негативным информационным воздействиям на сознание, психику учащихся.
«Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия» называется информационной безопасностью личности [2].
В базисные учебные планы уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта. Универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться, это навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Обучение рациональным способам и приемам работы с информацией становится одной из ведущих содержательных линий образования современного человека, но учащийся, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков негативной информации.
Каков же опыт решения проблемы информационно-личностной безопасности школьника?
В настоящее время в школах указанная проблема решается только запретительно-ограничительными мерами, а именно - использованием систем контентной фильтрации, которые обеспечивают регулярную фильтрацию интернет-ресурсов.
Контентная фильтрация – это определение прав доступа к интернет-ресурсу на основании анализа его содержимого на предмет соответствия принятой политике. Политика – набор правил по доступу к ресурсам сети. Интернет является мощным инструментом обучения. Однако помимо полезной информации школьники могут обнаружить в нем нежелательный контент.
Каковы же недостатки применения контент-фильтров?
Каждый день в Интернете появляются тысячи новых сайтов, поэтому, даже используя обновляемые базы данных по нежелательным ресурсам, добиться стопроцентной фильтрации невозможно, кроме этого фильтр может отсеивать полезные сайты. Введение в школах контентной фильтрации, использование «белых списков» образовательных сайтов связано с необходимостью исключения отвлекающего воздействия посторонней информации, необходимостью сосредоточения внимания учащихся на ресурсах, непосредственно связанных с изучаемыми предметами.
В связи с информатизацией образования применение контентной фильтрации в школах является необходимым, но не достаточным условием обеспечения безопасности личности школьника, так как с каждым днем появляются новые информационные угрозы для психического здоровья учащихся. В связи с этим возникла необходимость формирования у подростка умения выявлять, идентифицировать, а также умения игнорировать угрозы информационного воздействия.
Литература:
1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
2. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 2008. – 15с.