Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 331.1

Попова Н.Н.

Человеческий капитал в экономике знаний

Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета

 В данном докладе рассматривается сущность и отличительные черты человеческого капитала, а также его роль на современном этапе экономического развития

Ключевые слова: человеческие ресурсы, человеческий капитал, экономика знаний

This report examines the essence and distinctive features of the human capital, and also its role at the present stage of economic development is considered

Key words: human resources, the human capital, economy of knowledge

На современном этапе развития экономики знаний, главным принципом которой является распространение и использование знаний для обеспечения своего роста, именно знания и человеческий капитал организации становятся основой эффективного развития и одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

Человеческий капитал является основополагающим фактором экономического роста на макро - и микроуровнях, а также выступает основой роста экономического благосостояния человека, приобретения и повышения им определенного социального статуса, условием и основным фактором самореализации. Именно человеческий капитал оказывает самое существенное влияние и на развитие предприятия и на повышение его конкурентоспособности.

Воспроизводство трудовых ресурсов в современных условиях непосредственно связано главным образом не с количеством, а с качеством человеческого капитала. Это обусловлено не столько демографическими изменениями, происходящими в большинстве развитых экономик, сколько новыми требованиями, предъявляемыми к рабочей силе, вызванными  повышением интеллектуального уровня современного производства. Более того, с каждым годом эти тенденции проявляются все более отчетливо, поэтому в экономике знаний происходит резкий рост требований именно к качеству человеческого капитала.

Под человеческим капиталом подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков.

Человеческий капитал  организации представляет собой сложную форму капитала, обладающего большим потенциалом для развития предприятий.

Экономисты традиционно выделяют три фактора производства: землю, труд и физический капитал. Начиная с 60-х гг., усиленное внимание было обращено на качество труда, в частности уровень образования и профессиональной подготовки работников предприятий. Возникла концепция человеческого капитала, воплощающего знания, навыки и другие свойства людей, которые могут дать индивидуальную экономическую и социальную выгоду. Навыки и компетенции приобретаются преимущественно посредством обучения и трудового опыта, но могут определяться и природными способностями. Некоторые аспекты мотивации и поведения человека, а также присущее ему физическое, эмоциональное и душевное здоровье также рассматривают как человеческий капитал.

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось только знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным, то есть затратным фактором развития с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу, необходимости его развития и инвестирования средств на эти цели постепенно кардинально изменилось.

Понятие «человеческий капитал» имеет свою специфику, отличающую его от традиционно используемых понятий «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «трудовой потенциал».

Человеческий капитал есть производительная способность человека, и в этом смысле категория «человеческий капитал» является формой представления понятия «труд». Производительная способность человека, то есть его трудоспособность, определяемая возрастом, состоянием здоровья,  образованием, опытом работы, является базовым признаком категории «трудовые ресурсы». Следовательно, трудовые ресурсы и человеческий капитал объединяет общее базовое содержание.

Категория трудовых ресурсов отражает отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и использования сформированной трудоспособности части населения, категория «человеческий капитал» отражает отношения между обществом, семьей, индивидом и организацией (системой организаций) по поводу формирования, воспроизводства, перераспределения и использования созидательной способности человека. Но, если в категории «трудовые ресурсы» отражено социально-групповое воплощение трудоспособности населения, то человеческий капитал отражает воплощенную в человеке трудоспособность безотносительно к ее распределению на социальные группы по законодательно установленным критериям.

Человеческий капитал неотделим от своего носителя - человека. Работодатель, по сути, арендует этот экономический ресурс в целях использования как фактора производства продуктов и услуг. Следовательно, человеческий капитал выступает также иной формой представления категории «рабочая сила».

Рабочая сила как товар имеет потребительную стоимость, определяемую предполагаемым объемом услуг, ожидаемых от работника в организации. Способность человеческого капитала создавать добавленную стоимость определяет его ценность для работодателя и уровень доходов для работника. Для работника его человеческий капитал выступает товаром, для работодателя это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наем работника.

Основное отличие категории «человеческий капитал» от рабочей силы состоит, в том, что рабочая сила включает потенциальную способность к производительной деятельности определенного уровня сложности и интенсивности, а человеческий капитал содержит как потенциальные, так и реализуемые трудовые усилия в совокупности с добавленной стоимостью. Это означает, что данная категория включает в свое содержание еще и компонент, отражающий эффективность деятельности человека в условиях нестабильности внешней среды. Он обладает способностью при соответствующих инвестициях (денег, времени, усилий самого работника) увеличивать свою потребительную стоимость и тем самым сохранять способность приносить доход за счет новых видов и способов деятельности.

Как мера воплощенной в человеке способности приносить доход человеческий капитал соединяет реализуемые в настоящем и потенциально заложенные в человеке генетически заданные качества и способности, приобретенные в процессе образования и трудовой деятельности (прежде всего знания и опыт, а также способность и готовность к профессиональной мобильности). В этом смысле категория «человеческий капитал» имеет значительный объем содержания, общего с понятием «трудовой потенциал». Трудовой потенциал интегрирует значительный объем понятий «трудовые ресурсы», «рабочая сила». Воплощаясь в системе профессионально-личностных качеств работника, эта категория наиболее близка к категории человеческого капитала.

Категории «человеческие ресурсы» и «человеческий капитал» не тождественны друг другу. Человеческие ресурсы могут стать капиталом в том случае, если будут приносить доход и создавать богатство. Это означает, что человек займет определенное место в общественном производстве путем самоорганизованной деятельности или продажи своей рабочей силы нанимателю, используя собственные физические силы, умения, знания, способности, талант. Следовательно, для преобразования человеческих ресурсов в действующий капитал необходимы определенные условия, которые обеспечили бы реализацию человеческого потенциала (ресурсов) в результаты деятельности, выраженные в товарной форме и принесшие экономический эффект.

Капитал физический представляет собой категорию, под которой подразумевают здания, машины, оборудование, использующееся для производства товаров и услуг. Физический капитал, объединяясь с трудом, превращается в фактор производства, который используется для создания товаров и услуг, включая новый капитал. Получается, что наиболее важной чертой капитала является то, что сам он представляет собой продукт производства.

Человеческий капитал как продукт производства представляет собой знания, умения, навыки, которые человек приобретает в процессе обучения и трудовой деятельности, и как любой другой вид капитала, имеет способность накапливаться.

Как правило, процесс накопления человеческого капитала носит более длительный характер, чем процесс накопления физического капитала. Это процессы: обучения в школе, вузе, на производстве, повышение квалификации, самообразование, то есть непрерывные процессы. Если накопление физического капитала длится, как правило, 1-5 лет, то процесс накопления  человеческого капитала – 12-20 лет.

Формирование человеческого капитала требует предварительных затрат от самого человека, работодателя и общества в целом. Производственный, финансовый и другие составные части потенциала экономической системы также требуют предварительных инвестиций. Человеческий капитал, выступая активным компонентом производственной системы, не только способен увеличивать уровень собственной капитализации, именно он выступает основным фактором, обеспечивающим сохранение, эффективное использование и увеличение уровня капитализации всей системы - на уровне самого человека как личности, домохозяйства, предприятия, отрасли, региона, страны.

Человеческий капитал является основополагающим фактором экономического роста на макро - и микроуровнях, а также выступает основой роста экономического благосостояния человека, приобретения и повышения им определенного социального статуса, условием и основным фактором самореализации.

Если инвестиции в материальные формы капитала приносят при прочих равных условиях равный доход, то отдача от человеческого труда определяется не только инвестициями в образование и производственное обучение, но и личными качествами человека, далеко не всегда обусловленными экономическими факторами. Необходимым условием реализации способности человеческого капитала к созданию добавленной стоимости является мотивация работника к творческому производительному труду. Структура мотивации к эффективной деятельности по созданию продуктов и услуг, знаний и новых способов деятельности, собственных компетенции и конкурентоспособности организации включает не только материальные, но нематериальные, внеэкономические мотивы. В основе таких мотивов могут лежать потребность в творчестве, в социальном признании, долг по отношению к близким, религиозные, патриотические и иные чувства, а также стереотипы, традиции, механизмы подражания и заражения.

По мере устаревания знаний и навыков, исчерпания физических и психофизиологических ресурсов здоровья человеческий капитал может амортизироваться. В этом смысле он выступает невозобновляемым ресурсом, соединяющим профессиональные, личностные и социальные качества. Это делает категорию «человеческий капитал» сопряженной с категорией «человеческие ресурсы». Кроме того, инвестиции в человеческий капитал отличает высокий уровень риска, они, как и инвестиции в человеческие ресурсы организации, дают более длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.

Сами по себе знания, умения, навыки и способности чело­века не являются его капиталом до тех пор, пока не будут определенным образом комбинированы. Содержание и границы такой комбинации объ­ективно задаются спецификой того жизненного блага, которое предполагается создать. Понятно, что каждая категория жизненных благ требует для своего создания вполне определенных, часто уникальных форм и вариантов комбинации зна­ний, умений, навыков и способностей человека. Ведущим элементом общего объема человеческих качеств являются знания. Это объективно обус­ловливается несколькими факторами-обстоятельствами.

Во-первых, знания позволяют человеку распознать наиболее приемлемую альтернативу общего использования своих способностей, то есть увидеть наиболее доходную и социально значи­мую сферу приложения своих созидательных сил. Здесь возникает своеобразный феномен управления знаниями, что призвано повысить творческие способности человека.

Во-вторых, знания сами становятся продуктом жизненной важности, что уже давно «оформляется» в целые отрасли науки, например, в экономику знаний, когнитивистику и т.д. Производство и тиражирование актуальной информации, содержа­щей в себе ноосферные знания человека об окружающей действительности, может быть определено как интеллектуальное производство. Новое знание, содержащееся в соответствующей информации, представляет собой интеллектуальный продукт. Очевидно, что интеллектуальный продукт и ин­теллектуальное производство являются функцией интеллектуального внешнего капитала личности. Добавление «внешний» лишь означает, что интел­лектуальные силы человека актуализированы в направлении производства востребованной инфор­мации, предназначенной для других экономичес­ких агентов. В том случае, если человек производит новые знания в ходе индивидуальной творческой деятельности, то речь здесь идет о функционирова­нии интеллектуального внутреннего капитала.

В управлении человеческий компонент — самый обременительный из всех активов. Почти безграничное разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания, гораздо сложнее, чем любой электромеханический узел, поступающий с предписанными практическими спецификациями. Тем не менее люди — единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость. Все остальные переменные — деньги и их «родственник» кредит, сырье, заводы, оборудование и энергия — могут предложить лишь инертные потенциалы. По своей природе они ничего не прибавляют и не могут добавить, пока человек, будь это рабочий самой низкой квалификации, искуснейший профессионал или руководитель высшего звена, не использует этот потенциал, заставив его работать.

Изменение роли человеческого капитала, расширение его структуры и функций, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества привело к необходимости формирования новой стадии развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран) и в совокупном производительном капитале.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.