Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК  658.64

Бронникова Е.М.

Личная эффективность менеджеров как критерий использования трудового потенциала предприятия индустрии гостеприимства

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО РГУТиС

In modern conditions in the business environment are those enterprises of the industry of hospitality becomes the leader which are used most effectively and rationally by labor potential of a key element – managers. At the present stage market relations and rigid competitive struggle set conditions at which the enterprises of the industry of hospitality should pay attention to development of the personnel, their personal efficiency, the contribution of each manager to organization work. 

Keywords: potential, labor potential, personal efficiency, the manager

В современных условиях лидером в деловой среде становятся те предприятия индустрии гостеприимства, которые наиболее эффективно и рационально использует трудовой потенциал руководящего звена – менеджеров. На современном этапе рыночные отношения и жесткая конкурентная борьба задают условия, при которых предприятия индустрии гостеприимства должны уделять внимание развитию своего персонала, их личной эффективности, вкладу каждого менеджера в работу организации.  

Ключевые слова: потенциал, трудовой потенциал, личная эффективность, менеджер

Эффективность использования трудового потенциала предприятия индустрии гостеприимства может рассматриваться с разных точек зрения. Однако, интересно выявить влияние личной эффективности на трудовой потенциал. С целью выявления влияния личной эффективности на трудовой потенциал организации необходимо остановиться на рассмотрении понятий «потенциал», в структуре потенциала выявить такую составляющую как трудовой потенциал, а также остановиться на основных подходах к определению личной эффективности менеджера применительно к предприятиям сферы туризма и гостеприимства.

Необходимо  рассмотреть основные подходы к определению понятия потенциал. Потенциал предприятия отражает совокупные возможности достижения целей в различных областях [11]. Потенциал  (от латинского potentia – сила, власть) представляет собой совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, [3] а также означает совокупность скрытых и явных средств, имеющихся в наличии у предприятия, возможностей и ресурсов. [13] В экономических словарях потенциал рассматривается как реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов и как  имеющиеся и потенциальные возможности производства. [15]

Следует отметить, что термин «потенциал» используется в экономике с точки зрения количественной оценки и выступает как природный, инвестиционный, интеллектуальный, экономический, ресурсный, трудовой и прочее[25]. В широком смысле понятие потенциал употребляется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии, и  которые могут быть использованными для достижения целей и решения задач предприятия индустрии гостеприимства, а также возможностей отдельных лиц – менеджеров[5].

Потенциал предприятия индустрии гостеприимства можно рассматривать как систему, структурными элементами которой являются:

  • производственный потенциал;
  • финансовый потенциал;
  • инновационный потенциал;
  • организационно-управленческий потенциал;
  • трудовой потенциал.

Важнейшим структурным элементом потенциала предприятия является трудовой потенциал – количество и качество труда, которым располагает субъект управления в течение определенного периода времени[10]. В этой связи необходимо остановиться основных подходах к определению понятия «трудовой потенциал». Существуют различные подходы к определению данного понятия. В частности, трудовой потенциал рассматривается как располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками. [4] Трудовой потенциал -  развитая в обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоспособного населения, которые реализованы или могут быть реализованы в условиях достигнутого уровня развития производительных сил, научно-технического прогресса и системы отношений, связанных с участием в процессе труда и общественной деятельности. [19] Трудовой потенциал есть степень использования возможностей общества для его поступательного развития как в технологической, так и в социальной сферах [9].В данном случае трудовой потенциал рассматривается  с точки зрения общества и государства.

Также необходимо рассмотреть понятие трудовой потенциал с точки зрения организации. Трудовой потенциал - врожденные и приобретенные свойства  и способности людей[17], необходимые для участия в экономической деятельности. Также трудовой потенциал рассматривается как совокупная трудовая дееспособность коллектива, трудовые возможности списочного состава предприятия исходя из их возраста, физических возможностей, уровня знаний и профессионально-квалификационных навыков. [12] Трудовой потенциал организации представляет собой совокупность характеристик трудовой дееспособности работников организации, их возможностей исходя из социального состава, включающую возраст, физические возможности, профессионально-квалификационные знания, умения, навыки, профессионализм.[9] Применительно к предприятию потенциал - это целостное выражение совокупной возможности коллектива для выполнения поставленных перед ним задач. [24]

Трудовой потенциал – основная часть экономического потенциала, характеризующаяся количественным и качественным составом трудовых ресурсов предприятия, их соответствием уровню используемой техники и технологии, а также способностью к развитию в долгосрочной перспективе в соответствии с целями предприятия. [22]

Результатом реализации трудового потенциала предприятия и одновременно критериальным показателем его оценки является определенный набор потребительных стоимостей, совокупность оказанных предприятием услуг и уровень качества данных услуг (проданных туров, уровня обслуживания на гостиничном предприятии), который может быть произведен экономически активным населением соответствующих социально-экономических и научно-тех­нических условиях. [11]

Таким образом, можно сказать, что трудовой потенциал предприятия индустрии гостеприимства представляет собой располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, совокупная трудовая дееспособность сотрудников предприятия индустрии гостеприимства, их возможностей исходя из физических возможностей, знаний, умений, профессионально-квалификационных навыков и личных характеристик.

Трудовой потенциал менеджера включает в себя: психофизиологический; профессионально – квалификационный и личностный потенциалы. [14]

Также выделяются следующие компоненты трудового потенциала менеджера: здоровье, нравственность, умение работать в коллективе, умение руководить, творческий потенциал, активность, организованность и ассертивность (гармоничное объединение свойств личности), образование, уровень профессионализма, временные ресурсы. [6]

Трудовой потенциал менеджера является составной частью личностного потенциала, по отношению к менеджеру  трудовой потенциал – это часть потенциала человека, который формируется на основе природных и социальных факторов. [10]

Необходимо рассмотреть основные факторы, влияющие на трудовой потенциал предприятия индустрии гостеприимства.

Таблица 1.

 Основные факторы, влияющие на трудовой потенциал предприятия индустрии гостеприимства [23]

Внешние

Внутренние

организационные

индивидуальные

уровень развития отрасли туризма и гостеприимства;             
изменение экономической ситуации в стране и в мире;

изменение положения 
предприятия на рынке;      
инновации в управлении и техническом обеспечении; изменения в мировом и российском законодательстве;
состояние рынка труда;
состояние рынка     
образовательных услуг;
демографические тенденции.            

стратегия развития   
предприятия индустрии гостеприимства;

миссия и цели предприятия индустрии гостеприимства;

стратегия и политика 
управления персоналом;
уровень развития     
материально-технической
базы предприятия индустрии гостеприимства;

финансовые возможности
предприятия индустрии гостеприимства;

состояние управленческой структуры предприятия индустрии гостеприимства;

стиль управления, используемый топ – менеджментом;
уровень развития системы управления персоналом;

состояние социально- 
психологического климата предприятия индустрии гостеприимства;  
стадия жизненного цикла предприятия;          
социальные нормы в  развитии трудового потенциала;

корпоративная культура и базовые ценности предприятия индустрии гостеприимства;

стандарты обслуживания, особенности морально-психологического климата в коллективе.

наличие потребности в
повышении квалификации и  
профессиональных  знаний и умений;

отношение к 
организации и условиям 
труда в ней;       
способности к        
саморазвитию;

наличие навыков самоорганизации;

умение рационально планировать время;

наличие навыков борьбы со стрессом;

наличие потребностей,
мотивов к сохранению и 
укреплению здоровья;
реализуемое трудовое 
поведение;

уровень личной эффективности работы сотрудников

 

К внешним факторам относятся состояние рынка труда, потребность  в кадрах, что оказывает влияние на состав и структуру персонала предприятия индустрии гостеприимства, инновации в управлении и техническом обеспечении, которые могут быть внедрены на предприятиях, изменения в в мировом и российском законодательстве, в особенности в отношении регулирования туристской и гостиничной деятельности, порядка въезда-выезда граждан за рубеж.

Внутренние организационные факторы влияют на потребность в персонале определенных профессий и специальностей, квалификации, а также возраста, образования. К организационным факторам общего характера можно отнести факторы, оказывающие влияние на изменение численности персонала. Это изменение объема производства и  оказания туристских и гостиничных услуг, совершенствование технической и технологической базы, внедрение новых форм и методов стимулирования труда. Внутренние индивидуальные (личностные) факторы определяют уровень трудовой активности [23] и личной эффективности менеджеров.

Целесообразно провести сравнительный анализ подходов различных авторов к пониманию личной эффективности менеджера.

Таблица 2.

  Основные подходы к определению понятия «личная эффективность менеджера»

Автор подхода

Сущность подхода

Питер Ф. Друкер[8]

Личная эффективность менеджера основывается на умении планировать время, видении результата, умении расставлять приоритеты, принятии эффективных решений.

Брайан Трейси[18]

Личная эффективность менеджера рассматривается  в большей степени  с точки зрения рационального планирования и  организации времени, расстановки  приоритетов для решения задач первоочередной важности, способах недопущения промедлений, достижения  высоких результатов в сокращенные сроки.

Ицхак Калдерон Адизес[1]

Личная эффективность менеджера достигается путем оптимального сочетания основных функций управления: производство результатов, администрирование, предпринимательство, интеграция. Суть подхода состоит в том, что для обеспечения эффективности необходимо сформировать взаимодополняющую команду, члены которой способны реализовать перечисленные функции.

Дэвид Аллен[2]

Личная эффективность менеджера обусловлена умением справляться с потоками входящей информации при помощи рациональной организации рабочего пространства.

Наталия Жадько, Мария Чуркина[21]

Личная эффективность менеджера рассматривается в контексте 4 направлений: управление собой, управление деятельностью, персоналом, коммуникациями.

Игорь

Добротворский [7]   

Личная эффективность менеджера рассматривается  с позиции организации рабочего процесса (коммуникации, тайм-менеджмент, делегирование, контроль) и личной жизни (здоровье, семейная жизнь).

 

Вопросы личной эффективности широко освещаются в литературе, однако также и рынок тренингов по личной эффективности довольно насыщен. Однако предлагаемые программы дополнительного образования и литература по сходной тематике имеют множество схожих позиций. На основе изученного материала, можно выделить следующие составные элементы, обеспечивающие личную эффективность менеджеров предприятия индустрии гостеприимства:

  • целеполагание;
  • тайм-менеджмент;
  • организация трудовой деятельности (организация рабочего пространства, рациональная норма управления);
  • управление (планирование, организация, мотивация, контроль);
  • коммуникации (проведение переговоров, совещаний, взаимодействие с подчиненными, эффективное построение и проведение презентаций);
  • делегирование;
  • стресс-менеджмент.

Личная эффективность менеджера применительно к конкретному предприятию сферы туризма и гостеприимства подразумевает под собой умение организовать себя и своих подчиненных, разумно соотносить затраты ресурсов (человеческих, временных и прочее) и достигаемых результатов, а также создавать необходимые условия труда, способствующие максимальному раскрытию потенциала работника. Необходимо отметить, что личную эффективность следует рассматривать применительно к конкретному предприятию сферы туризма и гостеприимства. Это обусловлено тем, что менеджер, имеющий определенные навыки работы в одной организации, может не быть эффективным в условиях другого предприятия.

Личная эффективность менеджера предприятия индустрии гостеприимства определяется тем, насколько служба (отдел), руководителем которой является менеджер, выполняет поставленные задачи, достигает поставленных целей. Цели и стратегия предприятия индустрии гостеприимства определяют необходимость наличия определенных навыков и умений менеджеров. В этой связи личная эффективность является критерием использования трудового потенциала предприятия. Критерий -показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса.[15] Критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, критерий личной эффективности – уровень эффективности работы менеджеров.

Таким образом, были рассмотрены основные  подходы к определению понятий «потенциал» и «трудовой потенциал», а также факторы, влияющие на трудовой потенциал предприятия индустрии гостеприимства, в частности, одним из этих факторов является личная эффективность. Также было уточнено понятие трудового потенциала предприятия индустрии гостеприимства и выявлены факторы, влияющие на него. В контексте факторов, влияющих на трудовой потенциал дана авторская трактовка понятия личная эффективность, а также рассмотрены подходы различных авторов к определению личной эффективности менеджеров.

Литература:

  1. Адизес И.К. Идеальный руководитель. М.: Альпина Паблишер, 2010
  2. Аллен Д. Искусство бесстрессвой продуктивности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011
  3. Большая советская энциклопедия. М.: Бука (электронная книга), 2010
  4. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2010
  5. Ганиева Л. А. Формирование и экономическая оценка рурсного потенциала промышленного предприятия. Автореф. дисс на соиск. уч. степ. к.э.н. С-Пб, 2009
  6. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М.:НОРМА, 2007
  7. Добротворский И. Как стать первоклассным руководителем. М.: Олимп, 2007
  8. Друкер Питер Ф. Эффективный руководитель. М.: Вильямс, 2007
  9. Ефимов В.А. Воспроизводство трудового потенциала агропромышленного комплекса Автореф. дисс на соиск. уч. степ. д.э.н.  С-Пб, 2008
  10. Красноженова Г. Ф., Симонин П. В. Управление трудовыми ресурсами М.:  Инфра-М, 2008
  11. Лапин Е.В. Экономический потенциал предприятия: монография. - Сумы: ИТД «Университетская книга»,
  12. Маслов Е.В. Управление персоналом организации М.: Инфра-М, 2010
  13. Мищеряков С. В. Управление организацией на основе формирования и развития человеческого капитала. Автореф. дисс на соиск. уч. степ. д.э.н. М, 2008
  14. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. М.: Альфа-Пресс, 2007
  15. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Большой современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М,2007
  16. Романенко И.В. Экономика предприятия, М.: Финансы и статистика, 2011
  17. Токсанбаева М.С. Социально-экономические факторы воспроизводства трудового потенциала современной России. Автореф. дисс на соиск. уч. степ. д.э.н. М, 2007
  18. Трейси Б. Съешьте лягушку! 21 способ научиться успевать, М.: Альпина Паблишер, 2009
  19. Усачев В. И. Трудовой потенциал пореформенной России: социально-демографические аспекты  Автореф. дисс на соиск. уч. степ. д.э.н. М, 2009
  20. Французова М.А. Сущность ресурсного обеспечения деятельности организации. Транспортное дело России №3 (2008)
  21. Чуркина М. Жадько Н. Управленческая эффективность руководителя. М.: Альпина Паблишер, 2009
  22. http://www.interbuh.spb.ru/ocenka-ehkonomicheskogo-potenciala-predpriyatiya.html (дата обращения 19.06.2011)
  23. http://www.lcstrongtower.com/diagnostika_personala_s  (дата обращения 15.06.2011)
  24. http://www.polbu.ru/personnel_management/ch02_all.html  (дата обращения 19.06.2011)
  25. http://www.science-bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006_2/uskova_ekonom.htm (дата обращения 19.06.2011)

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.