Гончаров И.И., Копачев В.А.
ФЕНОМЕН КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ФБ ГОУ ВПО КУБ ГУ, филиал г. Кореновск
В данном докладе рассматривается феномен современной корпоративной культуры, её основные функции и составные элементы, принципиальные отличия современной корпорации от традиционной организации.
Ключевые слова: корпорация, культура, организация, среда, функции, развитие, элементы
In the given report the phenomenon of modern corporate culture, its basic functions and components, basic differences of modern corporation from the traditional organization is considered.
Keywords: corporation, culture, the organization, environment, functions, development, elements
Корпоративная культура - это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. В классическом понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура существует в любой компании - с момента появления организации и до самого конца - вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. [1] В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.
К основным функциям корпоративной культуры относятся:
а) накопление и передача ценностей, миссии и стратегических целей корпорации;
б) формирование системы внутренних коммуникаций корпорации;
в) развитие системы ее внешних связей;
г) определение норм отношений в трудовом процессе;
д) обеспечение самоорганизации, сплоченности коллектива, укрепление чувства коллегиальности и корпоративности.[2]
Принципиальное отличие современной корпорации от традиционной организации заключается в том, что она представляет собой обособленную социальную группу, связанную узкоэкономическими интересами и целями своей деятельности, направляющими поведение на рабочем месте и определяющими отношения с окружающей средой
В содержательном плане следует раскрыть три группы основных элементов корпоративной культуры:
а) миссия, стратегические цели, ценности;
б) деловая этика отношений с руководством, смежниками (коллегами), подчиненными;
в) традиции, ритуалы, знаки корпоративной принадлежности, в т.ч. дресс-код.[3]
Литература
1. Дилом Т., Кеннеди А. Корпоративная культура. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 366 с.
2. Лапицкий М. Предпринимательская культура. - М.: Дело и сервис, 2008. - 223 с.
3.Кузнецов И.Н. Корпоративная культура. Учебное пособие. - М.: Книжный дом, 2008. - 304 с.