Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

   Терентьева Л.Н.

 
Методика «укрупнения дидактических единиц» П.Эрдниева в преподавании силлогистики Аристотеля.
 
Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова, проф. кафедры философии естественных факультетов.

 Введение. Методику «укрупнения дидактических единиц» (УДЕ) в преподавании математики в начальной и средней школы предложил академик П.М. Эрдниев – известный калмыцкий ученый–педагог. Сущность методики «укрупнения дидактических единиц»  заключается в решении проблемы совершенствования передачи информации учащимся технологией, которая содержит: 1)подразделения знания на более крупные особые единицы, символом которых является символ «инь–янь» с добавлением противоположно направленных друг к другу стрелок; 2)изменение способа передачи информации, обеспечивающая ускоренное и творческое усвоение учащимися определённого раздела знания,  поскольку вводится процедура решения математических прямых задач в паре с обратными задачами; 3)сокращается расход учебного времени на усвоение материала.
Доктор педагогических наук Ефремов А.В. в книге «Феномен академика Эрдниева» подчеркивает, что «особенно ценно то, что обучение по УДЕ совершается в обстановке эмоционального обогащения психики учителя и учащегося радостью открытия, удовольствием самостоятельного постижения целостности и полноты усваиваемых знаний». [1, С.118.]
Применение метода «укрупнённых дидактических единиц» направлено против  обособленности при изучении отдельных тем, против разрушения целостности восприятия, которая приводит к механическому заучиванию, а не к творческому восприятию материала. Отсюда – «парад двоечников».
П.М.Эрдниев обращает внимание на то, что в программах по математике в начальной, средней, добавим, и высшей школы, отсутствует связность в изучении тех понятий и операций, которые находятся во взаимообратном отношении, например, в начальной школе действия сложения – вычитания, умножения – деления изучаются раздельно. Изучение разделов классической формальной логики в высшей школе также происходит «раздельным» методом, например, вначале изучаются логические свойства понятия – содержание и объём, подчиняющиеся закону «обратного отношения», а затем изучаются логические операции  определения и деления понятия, которые также находятся во взаимообратном отношении. В подобном методическом приёме исчезает связность содержания понятия с логической операцией определения понятия,  раскрывающей его смысл. То же наблюдается и с другим логическим свойством понятия – его объёмом и операцией деления понятия.