УДК 374.01
Буйлова Л.Н.
Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в России
Московский институт открытого образования
Введение
Дополнительное образование детей относится к педагогическим феноменам, одновременно новым для российского образования и имеющим многолетнюю историю: включённое в образовательную систему Российской Федерации в 1992 г. Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование создано на базе внешкольных учреждений и вобрало в себя накопленный ими потенциал со всеми достоинствами и недостатками, проблемами и противоречиями, традициями и инновациями.
Современное дополнительное образование детей неразрывно связано с теми общественными условиями, в которых оно формировалось и существует сегодня, а анализ крайне противоречивых тенденций его развития позволяет своевременно идентифицировать новые перспективные возможности в решении задач модернизации российского образования.
Историко-педагогическое исследование дополнительного образования детей как целостного и одновременно многосоставного, многоаспектного, многоуровневого социально-педагогического явления, тесно связанного и с процессами, происходящими в образовательной практике, и логикой развития социокультурной жизни, представляется сегодня весьма актуальным и содержательно значимым направлением в связи с [11,с. 71]:
- необходимостью осуществления теоретической, обобщающей рефлексии педагогического феномена дополнительного образования детей как целостного педагогического явления с целью выявления его сущности, уточнения структуры, характера и свойств в исторической динамике;
- потребностью в извлечении, оценке и практическом использовании накопленного исторического опыта для совершенствования сегодняшней системы дополнительного образования детей.
Этим и объясняется научный интерес к данной проблематике в современных условиях реформирования образования.
§ 1. Историко-педагогические предпосылки становления и развития системы дополнительного образования детей в России
Появление внешкольного образования в России разные специалисты относят к разным датам. Одни соотносят его с открытием в 30-х годах XVIII столетия в Шляхетском кадетском корпусе литературного кружка, воспитанники которого издавали журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Другие связывают с инициативой передовой интеллигенции (главным образом разночинной студенческой молодёжи) в середине XIX – начале ХХ века по созданию воскресных школ, библиотек и читален – первых прообразов внешкольных учреждений, которые создавались на общественные или частные средства, не входили в государственную систему народного образования [10,с. 11].
Располагая этой информацией, важно понимать, что внешкольное образование изначально было направлено на разработку и реализацию демократических программ, расширяющих возможности низших слоев населения (сначала взрослых, а затем - детей) и предоставляющих возможность получения необходимого для жизни элементарного образования.
Вторая половина ХIХ века отличается бурным развитием общественно-педагогической мысли в России, характеризуется разнообразием направлений научных исследований в области педагогики и влиянием педагогических теорий на характер детских учреждений, их образовательную жизнь. По мнению М.В. Богуславского, мировоззрение российского педагогического сообщества этого периода сводилось к следующим принципам [2,с. 65]: 1)признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; 2)направленность образования и воспитания на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической); 3)трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер «самодостаточной самобытности»; 4)ориентация на субъект-субъектные отношения между педагогом и учащимися; 5)акцентирование важности расширения границ свободы развивающегося субъекта с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив; 6)подчеркивание активно-деятельностной роли учащегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.