Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

УДК 378.1

Дедов Н.И., Исуткина В.Н., Сарбатов Н.Г., Адеянов И. Е.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Самарский государственный технический университет

 

Введение

Высшее образование тесно связано с развитием всего общества и является одним из средств решения важнейших проблем государства и человека.

Дореволюционная Россия была аграрной, крестьянской страной, большинство населения которой было безграмотным, что предопределило отставание её от развитых стран на сотни лет. Открытие Московского университета в 1755 году, а затем в начале XIX века ещё трёх университетов, не устранило отставание России от Западной и Восточной Европы, где первые университеты возникли ещё в конце XI века.

 

Развитие капитализма в России вызвало необходимость в подготовке квалифицированных инженерно-технических кадров, что привело к открытию новых университетов и росту численности студентов. Но высшее образование было практически недоступно для большинства населения страны.

В Советской России в кратчайшие сроки была ликвидирована безграмотность, предприняты беспрецедентные меры по созданию промышленных предприятий, открытию средних и высших учебных заведений, что привело к росту численности студентов.

В постсоветское время Россия уже много лет реформирует школьное и вузовское образование. Несовершенство социально-экономических и политических отношений в России негативно повлияло на реформирование образовательной системы. В результате резко упало качество подготовки выпускников школ и вузов. Поэтому рассмотрение проблем и путей развития образования в России в настоящее время является весьма актуальной задачей.

***

В основу развития российской высшей школы была положена немецкая школа, обеспечившая высокое качество обучения в российских вузах.

В годы Первой мировой и Гражданской войн, в связи с разрухой и экономическими трудностями, переживаемыми страной, резко снизилось государственное финансирование системы высшего образования. Это привело к ослаблению материально-технического оснащения, оттоку квалифицированных преподавателей, и в итоге – к снижению качества подготовки специалистов. Благодаря усилиям советского правительства, положение стало выравниваться, и уже в 1920 году увеличивается финансирование высшей школы, закупается за рубежом научное оборудование, возрастает оплата труда преподавателей вузов.

Становление экономики в 30-40 годах сопровождалось массовым строительством промышленных предприятий, оборудование для которых закупалось за границей. Это потребовало мобилизации всех экономических ресурсов страны, в том числе и за счёт снижения уровня жизни сельского и городского населения.

Для обеспечения новых предприятий квалифицированными инженерно-техническими кадрами советское правительство приняло решение об увеличении количества вузов. По сравнению с дореволюционным периодом их число возросло примерно в четыре раза. Учебные заведения оснащаются необходимым лабораторным оборудованием, учебной и научной литературой.

Ликвидация безграмотности населения, введение обязательного среднего образования, бесплатность высшего образования с получением стипендий, размеры которых позволяли учиться без привлечения средств родителей или подработки во время учёбы – всё это позволило количественно и качественно улучшить состав студентов путём отбора лучших выпускников средних школ на вступительных экзаменах в вуз. Оплата труда инженерно-технических работников, доцентов, профессоров, учёных была в несколько раз выше средней оплаты по стране. Это привело к резкому росту престижности получения высшего образования, у молодёжи появилась мотивация хорошо учиться и в школе, и в вузе.

За период с 1917 по 1939 год советская власть сделала для ликвидации безграмотности, возможности получения среднего и высшего образования намного больше, чем за всю историю существования России. Созданный в этот период экономический, научный, инженерно-технический потенциал позволил Советскому Союзу выстоять и победить в самой кровопролитной Второй мировой войне. Понеся колоссальные материальные и людские потери, страна в кратчайшее время смогла ликвидировать страшные последствия войны. Уже к 1955 году разрушенные города и промышленные предприятия практически были восстановлены.

Объективными критериями уровня образования в любой стране являются показатели, достигнутые в науке, техническом прогрессе. Одним из таких показателей является уровень развития ядерных и космических исследований, которые возможны на базе новейших научных, инженерно-конструкторских и технологических достижений.

В условиях жёсткого запрета на поставки в СССР новейшего оборудования и прогрессивных технологий, вся космическая программа СССР создавалась на собственных промышленных предприятиях и в научно-исследовательских институтах. Советский Союз опередил США, страны Европы и Азии в вопросах космических исследований. США запускают космонавтов и исследовательские спутники с помощью ракет, разработанных в СССР и планируют создать ракетный комплекс для вывода на орбиту 100 тонн полезной нагрузки. Такой комплекс «Энергия» был создан в СССР ещё в 1987 году.

До сих пор США не могут превзойти уровень советских космических ракет, созданных для пилотируемых полётов. В ядерных исследованиях наша страна также была первой в мирном использовании атомной энергии. Это во многом благодаря советской системе высшего образования, которая в то время считалась лучшей в мире.

Конгресс США отмечал низкий уровень, особенно школьного образования, по сравнению с образованием в СССР. Наша страна была страной поголовной грамотности и считалась самой читающей. После распада СССР приходит в упадок советская экономика, постепенно осуществляется переход на платную медицину и образование, начиная со школьного, практически прекращено строительство бесплатного жилья для населения и т.д. Закрытие предприятий привело к массовым увольнениям значительной части трудоспособного населения и потере квалифицированных кадров рабочих и инженеров.

Престиж учёного, инженера, учителя достиг нижнего предела. Зачастую оплата труда грузчика, уборщика превышает оплату труда профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Выпускники вузов с дипломами инженеров нередко работают грузчиками, продавцами, менеджерами, сотрудниками в офисах различных компаний и фирм, так как заработная плата инженера на предприятии значительно ниже, чем у рабочих.

У школьников и студентов отсутствует мотивация в получении знаний, потому что они не видят возможности их применения. Это является основным фактором в деградации школьного и высшего образования. Недостаточное финансирование школ и вузов не позволяет оснащать их новейшим учебным и лабораторным оборудованием. Это делает невозможным ведение подготовки специалистов на современном уровне развития науки, техники и технологии.

Постоянные реформы, осуществляемые в области образования, только усугубляют положение дел. Введение ЕГЭ в школах позволяет учащимся при слабых знаниях по физике и математике набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение России. По словам репетиторов по ЕГЭ, безнадёжный двоечник через полгода “натаскивания” показывает хорошие результаты при сдаче экзаменов и получает возможность стать студентом.

Введение платного высшего образования вызвало стремительный рост числа студентов гуманитарного профиля, которые оказались востребованными в многочисленных коммерческих структурах. Это привело к резкому возрастанию количества коммерческих вузов и филиалов государственных вузов. Выпуск экономистов и юристов с высшим образованием вырос в десятки раз.

Началась стремительная деградация высшего образования. Высокий уровень обучения, существовавший в СССР стремительно падал, поскольку зависел не только от квалификации преподавателей, но и от уровня школьной подготовки будущих студентов. Малообразованные выпускники школ (около 80%) не подготовлены к усвоению программы высшей школы. Следовательно, преподаватели вынуждены тратить дополнительное время на устранение пробелов школьного образования и снижать уровень чтения лекций. Сравнительно высокий уровень преподавания сохранился лишь в престижных вузах, где контингент студентов пополнялся за счёт выпускников гимназий и лицеев, набор учащихся в которые проводится из школ на конкурсной основе.

Непрерывная цепь реформирования школьного и высшего образования сводится к спонтанным финансовым вливаниям в экспериментальные школы и вузы. Министр образования и науки РФ на встрече с молодыми учёными из Академии наук выразил общее мнение о том, что главная проблема в образовании не в форме обучения, а в тотальной незаинтересованности школьников в получении знаний. «Надо возродить желание учиться. До тех пор пока дети не будут хотеть получать знания, ничего не изменится. Менять надо менталитет, причём, на уровне всего общества, начиная с детских садов», – заявил уважаемый министр.

Однако, как это сделать, что нужно для возрождения мотивации к учёбе, ничего не говорится, хотя в советское время эта мотивация была огромной. Реальная жизнь в современной России не формирует в сознании детей стремления к качественному образованию и вынуждает к эмиграции наиболее талантливой, хорошо образованной молодёжи, выпускников престижных государственных вузов.

Присоединение России в 2003 г. к Болонскому процессу создаёт очередной малопонятный виток в непрерывных реформах высшего образования.

Создание Евросоюза, в котором государства Европы представляют собой единое экономическое пространство, с единой европейской валютой, с общим рынком труда, вызвало необходимость интеграции высшего образования на государственном уровне. Присоединение России к Болонскому процессу декларировалось необходимостью признания наших дипломов за рубежом, предоставления российским студентам, в целях обучения, свободного перемещения по европейскому пространству, создания благоприятных условий выпускникам российских вузов для работы за границей. Но одновременно, это естественно создаёт благоприятные условия для эмиграции лучших научных и инженерных кадров из России.

Интеграция национальных систем высшего образования для создания единого образовательного пространства в Европе предусматривает реализацию следующих реформ, изложенных в Болонской декларации.

1) Принятие системы чётко определённых и сопоставимых систем высшего образования. Для этого необходимо, чтобы формы зачётных книжек, дипломов, приложений к дипломам соответствовали европейским стандартам. Болонской декларацией допускается существование национальных образовательных систем.

Многие согласны с тем, что наша система образования была одной из лучших в мире. В российском высшем образовании сложились положительные вековые традиции и при переходе на стандарты Болонской декларации важно их сохранить. С учётом сказанного, рассмотренное положение декларации можно считать приемлемым при реформировании высшего образования в России. Однако, унификация дипломов и приложений к ним не решает вопрос о получении выпускниками вузов России работы за рубежом. Серьёзные проблемы для Российских выпускников высшей школы возникают потому, что Россия не является членом Евросоюза, а молодые специалисты не владеют европейскими языками.

2) В Болонской декларации предлагается двухступенчатая система высшего образования. Степень бакалавра - первая ступень образования со сроком обучения 3-4 года. Она должна быть востребована на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня высшего образования. Обучение на второй ступени высшего образования возможно после успешного завершения первой ступени и получения диплома бакалавра. Продолжительность обучения 1-2 года. При успешном завершении второй ступени присваивается степень магистра или доктора по европейской квалификации.

В течение длительного времени, после присоединения к Болонскому процессу, в России не был определён статус бакалавра и магистра. Выпускникам бакалаврам планировалось присуждать степени различных наименований: бакалавр по направлению, бакалавр по профилю, бакалавр по специальности, бакалавр инженер.

Очередной эксперимент с бакалавриатом предлагается в Постановлении Правительства РФ № 667 от 19 августа 2009 года “О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования”.

Бакалавриат предлагается рассматривать как прикладной уровень высшего профессионального образования, а реализовываться он может учреждениями, как среднего, так и высшего профессионального образования.

Если рассматривать бакалавриат как промежуточную ступень профессионального образования, то обучение должно быть на уровне общего высшего образования. Выпускник технического бакалавриата не будет востребован на рынке труда, так как он не получил достаточных знаний для профессиональной деятельности. Поэтому всем выпускникам технического бакалавриата необходима соответствующая профессиональная подготовка на второй ступени и получение степени магистра.

В результате общая продолжительность обучения в средней школе и в бакалавриате составит 14-15 лет, а в средней школе и в магистратуре 16-17 лет. Для сравнения, в Германии обучение в гимназии – 13 лет, следовательно, общая продолжительность обучения с бакалавриатом составит 16-17 лет, а включая магистратуру 18-19 лет.

Таким образом, общая продолжительность обучения в России (средняя школа, бакалавриат или магистратура) будет меньше на 2 года, что естественно, не позволит осуществить подготовку российских выпускников высшей школы на уровне подготовки европейских специалистов. Качество подготовки будет значительно ниже.

Качество высшего образования напрямую зависит от уровня подготовки выпускников средней школы. Следовательно, уровень естественнонаучных и физико-математических знаний выпускников российских средних школ, гимназий, лицеев должен быть не ниже уровня выпускников школ европейских государств.

В новом законе РФ «Об образовании» не говорится об увеличении продолжительности школьного образования до 12-13 лет, как это принято в Европе. Поэтому разница в 2 года сроков обучения в российском и европейском образовании создаст проблемы при унификации учебных планов российских университетов в соответствии с положениями Болонской декларации.

В Советском Союзе существовала одна ступень высшего образования – дипломированный специалист. Срок обучения в вузе составлял от 4 до 6 лет. Следовательно, общая продолжительность образования дипломированных специалистов составляла 14-16 лет, при существенно лучшей подготовке выпускников средней школы. Но, вследствие мотивированного стремления к процессу обучения как в средней, так и в высшей школе, уровень подготовки выпускников советских вузов был высок.

Для выпускников бакалавриата время подготовки сократится до 3-4 лет. Это резко снизит уровень компетентности основной массы выпускников высшей школы, сузит профессиональный кругозор и возможность осваивать новые знания, вследствие сокращения изучаемых дисциплин, ограничит возможность работы в смежных отраслях и, как следствие, замедлит профессиональный и карьерный рост.

Сферой профессиональной деятельности бакалавров является производственно-технологическая деятельность при изготовлении продукции, экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая деятельность, выполнение функций служащих, менеджеров в различных офисах, фирмах, банках.

При подготовке магистров общий срок обучения возрастёт до 6 лет. Такой специалист становится более компетентным, лучше подготовленным для выполнения поставленных перед ним профессиональны задач, чем при сроке обучения в 5 лет.

Профессиональная деятельность магистра – научно-исследовательская работа, проектирование и разработка конструкторской, технологической и эксплуатационной документации для новой, высокотехнологической продукции с учётом новейших научных достижений. Но таких выпускников высшей школы будет не более 20% от общего числа. Двухуровневая подготовка предполагает, что выпускники бакалавры составят 80% всех специалистов с высшим образованием.

При подготовке специалистов по одноуровневой системе, разделение их на сферы профессиональной деятельности, в недавнем прошлом, осуществлялось при распределении специалистов на рабочие места, в соответствии с тематикой дипломных проектов, а также предоставлением выбора при распределении. Преимущество в выборе рабочего места получали отлично успевающие, хорошо подготовленные, одарённые студенты, которые, как правило, получали направление на работу в научно-исследовательские институты, в конструкторские бюро и высшие учебные заведения для ведения педагогической и научной работы. Как правило, они поступали в аспирантуру и после её окончания защищали кандидатские диссертации. Дальнейшую подготовку они могли проходить в докторантуре с защитой диссертации.

Таким образом, в советское время выпускники, распределяемые на производство, имели подготовку намного выше, чем это было необходимо для производственной деятельности. Это способствовало развитию творческого подхода к работе, инициировало совершенствование технологических процессов.

Двухуровневая система подготовки специалистов в соответствии с Болонской декларацией предусматривает обучение бакалавров в течение 3-4 лет, и это предлагается считать высшим образованием. В советское время обучение в течение 3 лет предусматривалось в среднетехнических учебных заведениях (техникумах), выпускники которых хорошо себя зарекомендовали на производстве, но такая подготовка считалась не высшей, а средней.

Двухуровневая система подготовки (бакалавр-магистр) позволяет провести экономию бюджетных средств, выделяемых на высшее образование, при этом несколько снижается уровень подготовки бакалавров и повышается уровень подготовки магистров. Практически это та же подготовка специалистов, что была в Советском Союзе. Инженер с подготовкой 4 года – это бакалавр, а инженер с подготовкой 6 лет – магистр.

Учебные планы подготовки бакалавров и магистров должны составляться с учётом возможности решения выпускниками профессиональных задач, или принятия участия в их решении, в соответствии с государственными образовательными стандартами. Поэтому двухуровневую подготовку специалистов можно считать приемлемой для России.

3) Болонская декларация предлагает внедрение европейской системы единиц измерения трудоёмкости дисциплин ECTS (European Credit Transfer System) как надлежащего средства мобильности, позволяющего осуществить свободный доступ к образовательным услугам в едином образовательном пространстве Европы. Этой системой предусматривается соответствие одного года обучения в высшем учебном заведении 60 кредитам. В России, в качестве единицы измерения общей трудоёмкости освоения образовательных программ, введено понятие «зачётная единица», вместо понятия «кредит». Поэтому один год обучения в России соответствует 60 зачётным единицам.

4) Единое образовательное пространство, создаваемое Болонской декларацией, предусматривает преодоление трудностей, связанных с осуществлением свободного перемещения в странах Евросоюза. Учащейся молодёжи должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки в процессе учёбы. Должно быть обеспечено признание и зачёт периодов времени, затраченных преподавателями, научными работниками на проведение исследований, преподавание, прохождение стажировки в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам.

Выполнение этого положения представляет значительные трудности для большинства российских студентов и преподавателей, так как свобода их перемещения по странам Европы будет возможна только после отмены визового режима въезда в эти страны. Проблема усугубляется низким уровнем знания европейских языков, нищенской зарплатой преподавателей и стипендией студентов, не обеспечивающей прожиточного минимума в России и странах Европы, низким уровнем финансирования высшего образования.

5) Болонская декларация предполагает сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Главным критерием вхождения российской высшей школы в единое образовательное пространство Европы является уровень подготовки выпускников высшей школы к применению полученных знаний в практической деятельности. Существуют внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов и системы государственного регулирования в высшей школе. Одной из таких систем регулирования и контроля качества высшего образования является государственная аккредитация.

Однако, при проведении аккредитации вуза, инспекционная комиссия формируется из ведущих специалистов (доцентов, профессоров, докторов наук) родственных вузов России, имеющих между собой тесные научные и педагогические отношения. Поэтому корпоративная солидарность и дружеские связи, при инспекционной проверке, зачастую препятствуют выявлению серьёзных недостатков в совершенствовании учебного процесса и повышении качества подготовки специалистов. В результате снижаются требования к уровню доступа к высшему образованию.

Особенно низки требования к школьным знаниям при поступлении в коммерческие вузы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат о среднем образовании. Появилась возможность при обучении на дневном отделении вуза совмещать учёбу с работой для материального обеспечения процесса обучения. Эта форма обучения пользуется большим спросом у современных выпускников средних школ, так как позволяет с минимальными затратами труда за деньги получить высшее образование, а вернее, диплом о таком образовании.

Массовая коррупция, охватившая все сферы деятельности в России, не обошла стороной и систему образования – дошкольного, школьного и высшего. Различные государственные учреждения занимаются подсчётом размеров взяток, даваемых как при поступлении в вузы, так и в процессе обучения в них. Низкий уровень школьного образования у многих студентов, поступивших в вуз по результатам сдачи ЕГЭ, не позволяет им освоить программу высшей школы и толкает на покупку результатов экзаменов, зачётов и т.п., на использование шантажа и угроз в адрес принципиальных преподавателей. Поэтому в большом количестве вузов качество образования сомнительно и оставляет желать лучшего.

Открыто ведётся реклама о приобретении дипломов о высшем образовании и даже дипломов кандидатов и докторов наук. В таких условиях говорить о качестве образования не имеет смысла.

Особенность экономического развития России состоит в том, что её экономика базируется в основном на экспорте сырьевых ресурсов – нефти, газа, леса, угля, руды. Подготавливаемый проект Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации отражает в основном реальное состояние современной экономики России и не сможет способствовать росту качества образования выпускников высшей школы.

Практически отсутствуют крупные промышленные предприятия, оснащённые современным высокотехнологическим обрабатывающим оборудованием, требующим для его обслуживания профессиональных знаний, которые даёт высшая школа. Стоимость этого оборудования, по российским меркам, настолько высока, что не все, даже крупные предприятия позволяют себе приобрести отдельные виды такого оборудования. Получается, что квалифицированные выпускники вузов востребованы в промышленности, но спрос на них весьма ограничен.

Основная же масса выпускников высшей школы не может найти работу по специальности и после ряда неудачных попыток, не глядя на полученный диплом, берётся за любую подвернувшуюся работу. Дипломированные специалисты трудоустраиваются в магазины, различные офисы коммерческих фирм и т.п., на должности, которые требуют в основном знания компьютера и общих, поверхностных знаний по направлению трудовой деятельности. В итоге, человек не использует полученные профессиональные знания, не растёт и утрачивает перспективы сделать хорошую карьеру.

В настоящее время в России качественную профессиональную подготовку выпускников высшей школы могут обеспечить только престижные вузы. При поступлении в них существует высокий конкурс, что позволяет принять на первый курс абитуриентов, имеющих хорошую начальную подготовку, полученную в лицеях, гимназиях.

Как правило, выпускники таких вузов получают престижную, высокооплачиваемую работу в России, а самые талантливые и одарённые студенты в неограниченном количестве востребованы за границей. Такие студенты уже после третьего года обучения в вузе устанавливают контакты с будущими работодателями за рубежом.

Популярность высшего образования в России (более 85% молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет учатся или собираются учиться в вузах) объясняется сравнительной лёгкостью его получения, стремлением уклониться от воинской службы, желанием повысить свой статус. Кроме того, некоторые руководители престижных фирм требуют от принимаемого на работу (независимо от предлагаемой должности) диплом о высшем образовании. Коммерческие вузы готовят специалистов по упрощенной схеме получения высшего образования, и такие выпускники востребованы, особенно в негосударственном секторе экономики.

Проблемы высшего образования могут быть решены при условии отказа России быть сырьевым придатком для промышленно развитых государств и создания собственной передовой промышленности и сельскохозяйственного производства. Тогда и появится необходимость в подготовке специалистов с высшим образованием во всех отраслях экономики – профессиональных инженеров, технологов, агрономов.

Процесс возврата к высокому уровню подготовки специалистов не сиюминутный, а длительный, так как следует начинать с достижения нужного качества обучения в средней школе.

6) Создание общего образовательного пространства в Европе предполагает наличие тесного межвузовского сотрудничества при разработке учебных планов, совместных программ обучения, практической подготовки студентов и проведения научных исследований. Для большинства российских вузов реализация интеграционных проектов, предлагаемых Болонской декларацией, представляет значительные трудности, ввиду отсутствия высокотехнологичных предприятий и научно-исследовательских лабораторий в высших учебных заведениях, оснащённых современным оборудованием.

Разработка единых учебных планов подготовки специалистов для вузов России и Евросоюза невозможна вследствие разного уровня оснащенности предприятий и вузов оборудованием – устаревшим в России и современным высокотехнологическим в Европе. С распадом Советского Союза резко уменьшилось бюджетное финансирование деятельности вузов. Бюджетных средств едва хватало на маленькую зарплату преподавателей, не хватало средств на оплату коммунальных услуг в вузах. Ликвидация большинства промышленных предприятий привела к тому, что университетская наука стала оторванной от практики, многие технические вузы потеряли связь с реальными технологиями из-за утраты своих производственных баз.

Зачастую, молодые преподаватели в технических университетах обладают лишь теоретическими знаниями, и этого явно недостаточно для преподавания профессиональных дисциплин, а специалисты с производства не хотят идти на преподавательскую работу в вузы из-за низкой зарплаты. Без финансирования российских вузов на европейском уровне (в абсолютных цифрах), не может быть и речи о реформе высшего образования, способного составить конкуренцию США и Европейскому Союзу на рынке образовательных услуг.

Спонсорские и благотворительные организации США и Европы (фонд Сороса, проекты Темпус, Тасис) инициируют и поддерживают программы в области реформирования и модернизации высшего образования, оказывают финансовую поддержку в реализации программ по обмену студентами (Global UGRAD), педагогических стажировок преподавателей и аспирантов, в развитии сети интернет-центров. Но эти программы реализуются преимущественно в области экономических, социальных проектов, не требующих вложения больших средств (командировки, компьютеры, пакеты программ).

Чтобы оказать действительно необходимую помощь для выхода российского образования из кризиса (обновление базы лабораторий, оснащение научных центров дорогостоящим современным оборудованием) необходимо финансирование деятельности вузов не столько за счёт привлечения средств спонсоров, сколько за счёт государственного и региональных бюджетов. Реформу высшего образования необходимо проводить, опираясь на достижения в области науки, техники, образовании советского периода, дополняя их новыми подходами, международными стандартами, принятыми в странах Европы и США.

7) В Болонской декларации предлагается концепция пожизненного обучения LLL (Life Long Learning), которая позволяет учитывать знания, полученные в течение всего периода жизни, в кредитных единицах. Эти знания могут быть получены в любых образовательных учреждениях, на различных курсах по повышению квалификации. При достижении суммы кредитов, установленной университетами по каждой специальности, можно получить университетские дипломы бакалавра, магистра или доктора.

Существующая в России система университетского образования допускает перезачёт учебных дисциплин, сданных в других университетах, но для получения диплома необходимо поступить на обучение в какой либо университет на любую форму обучения: очную, заочную, вечернюю или дистанционную.

8) Единое Европейское пространство образования предполагает партнёрство студенческих и образовательных учреждений. Необходимо на государственном уровне создать условия и организовать взаимодействие российской высшей школы с высшими школами европейских государств и США. Этот потребует дополнительного финансирования, но приведёт к существенному повышению мобильности российских преподавателей и студентов, как в Европе, так и во всём мире.

Расширение международной деятельности вузов – обмен студентами для получения высшего образования в зарубежных вузах, прохождение российскими преподавателями стажировок в ведущих университетах Европы и США, позволит российской высшей школе повысить качество образования и занять соответствующую нишу в области предоставления образования иностранным студентам из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Возрастёт престижность и конвертируемость российских дипломов.

9) Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования следует рассматривать с позиций представления образовательных услуг на экспорт, что сегодня является одной из самых эффективных его статей. Лидирующее место в обучении иностранных студентов занимают США, где их насчитывается более 500 тысяч человек. Советский Союз в недавнем прошлом занимал второе место после США по количеству иностранных студентов. Созданная в Советском Союзе система высшего образования отвечала высшим мировым критериям и отличалась фундаментальностью, доступностью и бесплатностью. Ведущие российские вузы сохранили высокое качество подготовки специалистов – высокопрофессиональных инженеров, учёных теоретиков, экспериментаторов.

В условиях деградации российского школьного образования и демографического спада резко уменьшился приток в вузы хорошо подготовленных школьников. Основной контингент абитуриентов в настоящее время составляют слабо подготовленные выпускники средних школ. Поэтому привлечение иностранных абитуриентов для обучения в российских вузах приведёт к наполнению вузов студентами, имеющими мотивированное стремление к качественному освоению программы высшей школы и, как следствие, будет способствовать повышению уровня высшего образования и распространению в мире российской системы высшего образования.

Обучение иностранных студентов на коммерческой основе позволит также улучшить финансирование вузов Российской Федерации и увеличить количество бюджетных мест для бесплатного обучения российской молодёжи.

Развитие сферы образования в России является основой для дальнейшего экономического и социального развития страны. Содержание и уровень обучения должны отвечать требованиям современного состояния экономики, основанной на высокотехнологичных процессах. В свою очередь, наличие развитой, совершенной экономики является обязательным условием успешной деятельности образовательных учреждений.

Принятая в России концепция развития общества основана на абсолютизации рыночных отношений, которые внедрены во все сферы жизнедеятельности страны. В условиях массового сокращения сельскохозяйственного и промышленного производства, рыночные отношения приняли уродливую форму «купи-продай», с непредсказуемыми ценами продажи. Розничные цены могут в десятки раз превышать себестоимость товара.

Особенно остро разрушительные последствия рыночных отношений сказались в сферах, где такие отношения могут быть применены лишь частично. Это сферы начального, среднего и высшего образования.

По заявлению министра образования А.А.Фурсенко, главный порок советской школы образования заключался в том, что она стремилась воспитать человека-творца, задачей же современной школы РФ является подготовка высококвалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими. Но тогда неясно, где же – в России или за рубежом будут воспитываться творцы, создатели всего того, что так необходимо квалифицированным потребителям, получившим образование в российской образовательной системе.

Все реформы образования в России преследуют цель привести его в соответствие с современным состоянием нашей промышленности (а уровень промышленного производства сократился в десятки раз по сравнению с производством в советское время) и закрепить статус России как сырьевого придатка стран Европы и США. Такое политическое и экономическое положение России устраивает и наших реформаторов, и западные страны. В результате денежные ресурсы вкладываются не в развитие промышленности и неразрывно связанную с ней образовательную систему России, а направляются многомиллиардными потоками на инвестирование экономик стран Запада.

С 2008 года в России начали создавать национальные исследовательские университеты, которые призваны быть интеллектуальными лидерами технологической модернизации промышленности, а в 2009 году был проведен конкурс по отбору вузов, претендующих на присвоение категории «Национальный исследовательский университет». В результате из 110 вузов были отобраны 12 в дополнение к двум университетам, получившим этот статус Указом Президента России в 2008 году. В результате второго конкурса в 2010 году из 128 вузов-претендентов были отобраны ещё 15 университетов.

Национальные исследовательские университеты являются ответственными за модернизацию всей системы российского высшего образования. Для реализации этого необходимо создать условия для тесной связи науки с процессом обучения в университетах и интеграции самих университетов.

В течение 2009-2010 годов прошли стажировку в ведущих научно-исследовательских и университетских научных центрах 5676 аспирантов, научных, научно-педагогических работников национальных исследовательских университетов, что способствовало усилению научной и инновационной активности, профессиональному росту и закреплению кадров в науке.

Другое направление реформирования высшего образования России связано с Указом № 716 от 7 мая 2008 года Президента Российской Федерации А.Д.Медведева "О федеральных университетах". Указ предусматривает создание сети федеральных университетов, которая будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны. Согласно закону о федеральных университетах, принятому Госдумой в январе 2009 года, такие университеты создаются правительством по решению президента, на базе нескольких учебных заведений с присоединением к ним научных, научно-исследовательских структур.

Федеральные университеты России получают приоритетное финансирование на создание современных лабораторных комплексов и университетской инфраструктуры: учебных и лабораторных корпусов, спорткомплексов, студенческих городков, профилакториев.

Появление в регионах престижных федеральных университетов приведёт к концентрации в них одарённой, талантливой студенческой молодёжи, высококвалифицированных преподавателей. Для ведущих российских и зарубежных учёных, желающих заниматься наукой в федеральных университетах, существует возможность получать гранты по 150 млн. рублей на открытие лабораторий по новым фундаментальным и прикладным приоритетным направлениям ведущих, общепризнанных научных школ. Предлагается сотрудничество с Российской Академией наук и зарубежными университетами. Федеральные университеты получат возможность реализовывать такие образовательные программы, которые созданы на базе собственных стандартов а также смогут подтверждать присвоение учёных степеней.

Выводы

1. Деградация школьного и вузовского образования в постсоветский период явилась следствием полного развала экономического пространства в России. Инженеры и учёные стали невостребованными на производстве, а их престиж достиг нижнего предела.

2. Одновременно с развалом экономики начались реформы школьного и высшего образования, основная цель их – привести образовательную систему в России в соответствие с потребностями нового общества. Необходимо было отказаться от советской системы образования и готовить не творцов созидателей, а квалифицированных потребителей.

3. Решающим фактором возрождения школьного и вузовского образования является восстановление разрушенного промышленного производства на базе создания современных предприятий, оснащённых высокотехнологическим оборудованием. Всё, что нужно для жизни российского общества, должно в основном производиться в России. Денежные потоки, текущие в западные банки, необходимо направить на инвестирование российской промышленности. Появится спрос на выпускников университетов, уровень оплаты труда будет сопоставим с оплатой труда в Европе, США. У молодёжи, начиная с детского сада, появится мотивация, стремление хорошо учиться.

4. Болонская система образования в России может использоваться в части двухуровнего образования, если понимать под бакалавром инженера–производственника, а магистром – инженера–исследователя, инженера–конструктора для технических отраслей экономики.

Остальные положения Болонской декларации практически недоступны в настоящее время для студентов и преподавателей России. Россия не является членом Евросоюза, не входит в общеобразовательное пространство Европы, у студентов, желающих обучаться за рубежом, слабо знание европейских языков и отсутствует государственное финансирование, стипендии и оплата труда преподавателей слишком низки по сравнению со странами Европы и США.