Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

УДК 621.02:658.3.012.2

Исаев А.В., Кравец А.Г., Аль-Шаеби Рашид Али Ахмед

Концепция разработки программного обеспечения «Автоматизированной поддержки индивидуализированной образовательной траектории»

Волгоградский государственный технический университет

 

Введение

Интенсивное развитие интеграционных процессов протекающих в различных областях деятельности человека, стимулируемых, в том числе, и развитием информационных технологий, приводит ко все большему повышению мобильности специалистов (квалифицированных кадров). Подобная мобильность характеризует не только территориальную локализацию работника, но и его свободу в выборе фирмы-работодателя, сферы своих профессиональных обязанностей, предметной области своей трудовой деятельности и др. В этих условиях все большую актуальность приобретает не столько настоящий уровень профессиональной компетенции работника, характеризующий его как уже состоявшегося специалиста, сколько способность работника адаптироваться к новым условиям работы – освоение новых знаний и технологий, применение нового инструментария, восприятие изменившейся специфики (предметной области) своей трудовой деятельности. Превалирующими чертами взаимодействия работника и работодателя становятся не только требования, предъявляемые к уровню узкоспециализированных навыков работника, но и в значительной мере оценивается его способность к приобретению иных навыков работы или/и навыков работы в иных областях.

 

Таким образом, можно говорить о двух доминирующих устойчивых тенденциях на рынке труда: это стремлении работника к уменьшению своей зависимости от работодателя – мобильность кадров и, стремлении фирм (компаний) к уменьшению своей зависимости от конъюнктуры, складывающейся на узкоспециализированном рынке товаров и услуг, выражающийся, в том числе, и в желании фирм иметь более профессионально-мобильный персонал. Следствием этих двух тенденций становится возросшая востребованность краткосрочных образовательных программ, в ходе освоения которых работник (специалист) формирует (расширяет) новые для  себя профессиональные компетенции. Говоря об организации образовательного процесса, следует остановиться на двух его основных формах: синхронной и асинхронной. Несмотря на явные преимущества синхронного обучения, в последнее время все большей популярностью пользуется асинхронное обучение – обучение, при  котором обучаемый и обучающий разнесены во времени и территориально. Такая популярность объясняется как широкими возможностями современных информационных технологий – это и интерактивные учебники, и различные системы виртуального тренинга, проведение web-конференций в том числе и в режимах on-line, так и дефицитом временного ресурса обучаемого специалиста, задействованного в системе трудовых отношений [1].

Спровоцированное подобным спросом резкое увеличение «предложения» (разработка краткосрочных образовательных программ) со стороны учебных заведений и стимулированное предоставленной им возможностью ведения коммерческой деятельности, сделало актуальным разработку систем информационного сопровождения предлагаемых учебным заведением краткосрочных учебных программ.

Системы дистанционного обучения (СДО)

Для определения качеств, которыми должна обладать система поддержк дистанционного сопровождения образовательного процесса был проведен анализ информационных образовательных ресурсов [2], в том числе и с целью выявления наиболее востребованных функциональных возможностей подобных систем и реализованного порядка взаимодействия «учитель-система-ученик». Результаты данного анализа легли в основу разработки концепции построения автоматизированной системы поддержки образовательных программ, реализуемых в системе дистанционного образования.

Были проанализированы следующие системы дистанционного обучения:

-        Система дистанционного обучения WebTutor [3];

-        Системы дистанционного обучения и инструменты создания контента | ElearningForce [4];

-        Система дистанционного обучения STELLUS [5];

-        Система дистанционного обучения  «Прометей» [6];

-        Системы дистанционного обучения Competentum. [7];

-        Система на сайт дистанционного обучения Broco [8];

-        ЛОИРО. Система дистанционного обучения на платформе MOODLE [9].

 

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ с рисунками >>>