Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Филатов С.А., Сухорукова Н.Г.

ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЕ КОНТУРЫ

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Введение. Кризисные явления, потрясающие в последние годы мировую экономику, всё более жесткие ресурсные, экологические и демографические ограничения, выдвигаемые перед человечеством природой, заставляют как представителей научного сообщества, так и власть предержащих в нашей стране совершенно по-новому взглянуть на стратегические перспективы развития отечественной экономики, осознать особенную роль человеческого потенциала в достижении социально-экономической стабильности, подготовке условий и обеспечении устойчивого экономического роста.

 

На наш взгляд, именно сейчас, переходя к новому этапу экономических преобразований в нашей стране, мы должны чётко представлять себе контуры той социально-экономической системы, к которой следует стремиться. У нас не вызывает никаких сомнений, что это должна быть динамичная, способная к саморазвитию экономика, позволяющая эффективно использовать все производственные ресурсы (среди которых стратегическое значение приобретают знания), содействовать реализации интеллектуального потенциала страны на основе развития науки и образования и повышения его востребованности хозяйственной системой, опирающейся на современные общественные отношения. Следовательно, речь должна идти о выработке стратегии социально-экономического прорыва в условиях формирующегося постиндустриального общества и его экономического фундамента – экономики, основанной на знаниях.

1. Знание как экономическое благо

Для того чтобы понять сущность нового типа экономической системы необходимо, в первую очередь, рассмотреть категорию “знание”, проанализировать её социально-экономическое содержание, охарактеризовать качественные сдвиги в положении человека в обществе в связи с формированием экономики, основанной на знаниях.

Знание представляет собой социальный феномен, относительно природы которого, “механизма” его формирования, конституирующих черт долгие годы ведётся непрекращающаяся научная полемика. Несмотря на наличие множества дефиниций понятия знания, общепризнанного определения до сих пор не выработано. Мы в своих исследованиях даём следующее определение данному понятию: знание – идеальная мера вещей, событий, явлений и процессов, имманентно присущая сознанию познающего реальный мир субъекта и воспроизводящая в нём потенциальную способность целенаправленно организовывать и осуществлять свою деятельность.

Методологической основой изучения и использования знаний является их научная классификация, которая направлена на углубление представления об их содержании, закономерностях формирования и движения в обществе. Классификация может проводится по различным основаниям, или критериям. Для нас конкретный выбор последних продиктован целями настоящего исследования.

 

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ с рисунками >>>