Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 

УДК 342.7

Мельников В.Ю.

Механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Ростовский Государственный Университет Путей сообщений

 

Введение:

Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Основные права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 1 Конституции РФ являются неотчуждаемыми, охраняемыми законом и непосредственно действующими.

Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства должно отвечать представлениям о личности и ее правах как о высшей ценности и соответствовать международным нормам в области прав человека, являться составной частью правовой системы России. Взяв курс на построение правового государства, Россия определила одним из наиболее приоритетных направлений своей государственной деятельности признание, соблюдение и защиту прав и свобод личности.

Следует отметить, что непосредственность и противоречивость правовых предписаний существенно ограничивают публичные начала российского правосудия по уголовным делам, нарушают права личности. Содержание статьи 6 УПК РФ позволяет говорить о том, что на государственные органы и должностных лиц возложена обязанность по защите прав и интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Данная обязанность основывается на ст. 2, 18, 45, 46 Конституции РФ. Однако указанное назначение уголовного судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ) носит чисто декларативный характер, что никак не способствует повышению эффективности защиты прав и интересов личности в уголовном процессе.

Правовое обеспечение реализации основных прав и свобод личности рассматривается автором в качестве важнейшей категории науки, определяется как специфическая организационно-правовая деятельность государственных органов в сфере уголовного судопроизводства по защите основных прав и свобод человека и гражданина.

В обществе должны действовать справедливые законы, связанные с обеспечением прав личности, функционировать независимые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан [1].

1. Права и свободы человека и гражданина как объект обеспечения

Как показало проведенное автором исследование, анализ правоприменительной практики, полученные данные о количестве выявленных нарушений законодательства, прав и свобод участников уголовного судопроизводства, анализ рассмотренных уголовных дел, динамика применения мер государственного принуждения в ходе досудебного производства, существующие процессуальные гарантии участников уголовного судопроизводства недостаточны и не обеспечивают их права и свободы.

Правоохранительные органы России в 2010 году расследовали около 3,5 млн уголовных дел, из них 946 тысяч направлены в суды. По данным МВД РФ, в 2010 году каждое второе преступление осталось нераскрытым. В 2010 году российские суды рассмотрели 1 млн уголовных дел в отношении 1,14 млн обвиняемых. Всего в 2010 году осуждено более 860 тыс. человек. В общем порядке суды рассмотрели 547 тыс. дел, по которым 317 тыс. человек были осуждены, лишь 9 тыс. человек были оправданы. Были прекращены судами 207 тыс. дел, в том числе 19 тыс. – по реабилитирующим обстоятельствам. При этом в 2010 году число жалоб в ходе досудебного производства на действия должностных лиц по отношению к 2009 году выросло на 60 %. Всего в 2010 году суды РФ рассмотрели 120 тысяч таких жалоб. В 72 % случаев суды признали действия должностных лиц необоснованными. На территории Ростовской области в 2009 году рассмотрено судом первой инстанции жалоб на действия и решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, – 2148, в 2010 году – 2594, динамика составила + 20, 8 %. При этом удовлетворено в 2009 году 210 жалоб, в 2010 году – 213, динамика составила + 1,4 % [2].

В 2007 году было выявлено 71 147, а в 2008 году 91 001 фактов нарушения законов. В 2010 году прокуратурой Ростовской области выявлено уже 144 439 нарушений законов органами предварительного расследования. В 2009 году таких нарушений было установлено 95 182, динамика составила + 51,8%. Только в период с января по сентябрь 2011 года выявлено 137 074 нарушений законов, в том числе при производстве следствия и дознания 28 630, вынесено 2097 прокурорских представлений.

В 2010 году в России органами прокуратуры в связи с нарушениями соблюдения прав и свобод личности выявлено: 3 389 456 нарушений (из них из-за вынесенных незаконных правовых актов – 313 349); рассмотрено судом, удовлетворено или прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора 678 337 исков, заявлений, на сумму 9 036 639 рублей. Только на досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено 2 524 399 нарушений прав и свобод личности (из них в отношении несовершеннолетних 30 124).

На то, что проблема обеспечения прав личности в ходе досудебного производства, при применении к ней мер процессуального принуждения, носит актуальный характер, указывает и тот факт, что жалобы, направляемые в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в связи с нарушением права человека на свободу и личную неприкосновенность, закрепленную в ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, носят крайне распространенный характер. Число де указанной категории, находящихся на рассмотрении ЕСПЧ, в 2006 году составляло 82 100, к 2011 году увеличилось до 250 000, т.е. средний прирост дел в год составляет в среднем почти 42 000 [3].

Следует отметить, что в уголовном судопроизводстве вопрос о защите прав личности имеет наибольшую актуальность, научно-практическое значение, поскольку именно в ходе досудебного производства чаще всего нарушаются права и свободы личности в силу особенностей данного этапа производства по уголовным делам (ограниченность гласности, состязательности, доступа к необходимой для защиты прав информации и т.д.). Проблема установления баланса между публичными и частными интересами является крайне актуальной в ходе досудебного производства, применении мер принуждения, принятии иных процессуальных решений. Разработка четких, емких и максимально эффективных законодательных средств защиты прав лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, основанная на глубоком теоретическом анализе, является необходимой и актуальной.

Важным направлением уголовно-процессуального законотворчества является ликвидация пробелов в правовом регулировании производства по уголовному делу. Необходимо также устранение правовой неопределенности, неточности в уже действующих нормах уголовно-процессуального законодательства. Они порождают трудности для правоприменителей, способствуют различным злоупотреблениям со стороны должностных лиц, ущемляют права личности.

Сущность уголовного процесса заключается не только в направленности уголовно-процессуальной деятельности на изобличение действительно виновных в совершении преступлений, но и в обеспечении законного правового характера данной деятельности. Именно сущность российского уголовного судопроизводства должна быть основным критерием разумности, полезности и перспективности соответствующих изменений и дополнений. Возникла потребность на основе комплексного подхода представить вопросы обеспечения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, других участников уголовного судопроизводства, в виде единой системы норм, образующих соответствующий институт в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное законодательство должно быть современным, эффективным, отражать и защищать интересы государства, общества и отдельного человека. Необходимо уделять больше внимания демократизации уголовно-процессуальной процедуры и ее подчинению задаче защиты прав, свобод, чести и достоинства личности, ориентации уголовного процесса на расширение возможности активного участия сторон в уголовном судопроизводстве. Законотворчество должно идти рядом с мониторингом правоприменения, с пониманием того, как закон функционирует. Полное и объективное рассмотрение вопросов, связанных с повышением гарантий и прав участников уголовного судопроизводства, будет способствовать формированию чувства справедливости, равенства всех перед законом и судом.

При определении дальнейшего реформирования уголовного судопроизводства, в рамках обеспечения прав и свобод личности, необходимо создать такой порядок расследования, судебного контроля и прокурорского надзора, который в полной мере отвечал бы потребностям современного российского государства, общества и отдельных личностей. Системность, логическая стройность, ясность, недопустимость двусмысленных и расплывчатых формулировок, единство терминологии уголовно-процессуального законодательства – условия дальнейшего успешного преобразования уголовного судопроизводства в интересах личности.

Концептуальные проблемы обеспечения прав граждан в ходе досудебного производства должны рассматриваться в соответствии с тенденциями в изменении правовой идеологии под влиянием общепринятых принципов правового государства, предполагающих последовательную защиту прав человека, расширение гарантий его прав и законных интересов. С учетом либерализации уголовной и уголовно-процессуальной политики, ориентированной на ограничение репрессивной функции и ужесточение контроля над применением мер, ограничивающих права личности, автором анализируется комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием вопроса обеспечения прав личности в ходе досудебного производства.

Автором теоретически разработано и обосновано положение о том, что уголовно-процессуальные гарантии правосудия и прав личности в уголовном процессе составляют единую, взаимосвязанную жесткую систему. Нарушение любого элемента этой системы не только ограничивает права конкретного участника уголовного судопроизводства, но и неизбежно отражается на всей системе, приводит к неэффективности, искажению результата производства по уголовному делу.

Главной задачей науки уголовного процесса, законодателя и правоприменителей является, в первую очередь, определение системы мер, обеспечивающих правовой характер производства по уголовному делу. Необходимо говорить об уголовном процессе, как о средстве, обеспечивающем законный, правовой порядок борьбы с правонарушениями. Соблюдение правового порядка расследования и разрешения уголовных дел, законного и обоснованного применения мер процессуального принуждения, соблюдение равенства прав сторон, является такой же важной задачей, как и раскрытие преступления, изобличение виновных в его совершении лиц, вынесения справедливых и законных приговоров судами. Законодательно необходимо ввести отчетные показатели, которые характеризовали бы соблюдение законности, правового порядка производства по делу и раскрываемость преступлений.

Автором отмечается, что обеспечение прав участников уголовного судопроизводства должно отвечать представлениям о человеке и его правах как о высшей ценности и соответствовать международным нормам в области прав личности, являться составной частью правовой системы РФ. Права и свободы личности и определяющие ее качественные свойства являются непосредственным объектом правовой защиты.

В соответствии с назначением уголовного судопроизводства, его качество и эффективность должны законодательно определяться тем, как фактически защищаются законные интересы общества и государства, всех участников уголовного судопроизводства, обеспечиваются права и свободы личности, потерпевшим возмещается ущерб, нанесенный преступлением.

Под правовыми гарантиями законности и обоснованности ограничения неприкосновенности личности следует понимать совокупность условий, средств и способов, установленных нормами международного, конституционного, уголовно-процессуального законодательства и иными законами, а также осуществляемую на их основе процессуальную деятельность, обеспечивающую личности охрану и защиту ее физической, нравственной и психической неприкосновенности, индивидуальной свободы, свободы действий и личной безопасности от произвольных посягательств в ходе уголовного судопроизводства.

Целесообразно указать на «справедливость при производстве по уголовному делу» как на принцип, как на логическое продолжение сущности назначения уголовного судопроизводства. Под справедливостью при производстве по уголовному делу, в ее процессуальном аспекте автор понимает наличие совокупности процессуальных правил, необходимых для охраны и защиты прав личности в ходе уголовного судопроизводства, а также неуклонное соблюдение указанных прав при производстве по уголовному делу.

Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой закрепленное в уголовно-процессуальном за­конодательстве общеобязательное, руководящее правовое положение по охране прав и свобод личности, наиболее общего характера и прямого действия, вклю­чающее в себя комплекс определенных обязанностей государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство.

2. Квалифицированная юридическая помощь – гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина

Конституционное право на квалифицированную юридическую по­мощь (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации) - одна из ос­новных форм реализации права на правовую защиту.

Реализация конституционных требований государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации предполагает необходимость законодательного установления системы материально-правовых, процессуальных, организационных и иных гарантий функционирования правосудия как особой формы государственно-властной деятельности, имеющей основной своей целью защиту прав и свобод человека и гражданина [4].

Важное и весьма специфичное место в системе гарантирования судебной зашиты конституционных прав и свобод с одной стороны, и в создании надлежащих условий последовательной реализации задач судопроизводства, с другой, принадлежит конституционному институту квалифицированной юридической помощи. Это определяется самой природой конституционного права на квалифицированную юридическою помощь (ст.48), равно как и тем обстоятельством, что юридическая помощь, оказываемая участникам судопроизводства, имеет не только гарантирующее значение для реализации конституционного права на судебную защиту (ст. 46), но само по себе наличие (или отсутствие) квалифицированной юридической помощи может влиять также на осуществление правосудия. Тем самым применительно к конституционному институту оказания квалифицированной юридической помощи можно говорить как о субъективно-личностных началах, так и о публично-правовых аспектах данного института.

Институт квалифицированной юридической помощи должен стать объектом специальных конституционно-правовых исследований, что имеет важное значение в современных условиях судебно-правовой реформы, совершенствования законодательства и правоприменительной практики по судебной защите прав граждан, преодоления правового нигилизма в обществе и государстве, повышения уровня правовой культуры. Есть основания говорить о повышении качества юридической помощи, совершенствования механизмов ее обеспечения в различных формах судопроизводства и повышения ответственности субъектов оказания юридической помощи, что рассматривается одним из важных проявлений судебно-правовой реформы.

Юридическая природа права на квалифицированную юридическую помощь носит конституционно-гарантирующий характер, воплощая в своем нормативном содержании единство материальных и процессуальных начал, оно может рассматриваться как конституционно-процессуальное право-гарантия, которое призвано обеспечивать надлежащие юридические предпосылки для последовательной правореализации и эффективного достижения гражданами юридических целей, включая судебную защиту своих прав и свобод. Общественные отношения по поводу оказания юридической помощи воплощают в себе прежде всего публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет публично-правовое значение.

Публичные начала значительно усиливаются в отношениях, возникающих в связи с реализацией права на судебную защиту, так как они протекают в процессе функционирования институтов судебной власти. В этом случае субъект оказания юридической помощи выступает одновременно и субъектом судопроизводственных правоотношений (ст. 49 УПК РФ, глава 5 ГПК РФ, глава 6 АПК РФ). Выполняя соответствующие процессуальные функции, адвокат (защитник) может в определенной мере влиять на исход рассмотрения судебного дела. В механизме оказания юридической помощи при судебной защите прав и свобод важное значение имеют также частно-правовые начала лица, заинтересованные в юридической помощи, вправе самостоятельно заключать договор на оказание правовых услуг, избирать оптимальные формы получения такой помощи па основе принципа свободы договора и т.п.

Вместе с тем гарантирующее значение института оказания правовых услуг для надлежащей судебной защиты прав граждан может быть обеспечено лишь на основе достижения баланса между частно-правовыми и публичными началами данного института. Соответственно, в процессе законодательного регулирования общественных отношений по оказанию юридической помощи необходимо обеспечение надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как гарантирование квалифицированной и доступной юридической помощи, самостоятельность и независимость судебной власти и свобода договорного определения прав и обязанностей в рамках гражданско-правовых отношений по оказанию юридической помощи [5].

Необходимо совершенствование гражданско-правовых договорных форм оказания юридической помощи и, в частности, урегулирование возможности использования так называемого «гонорара успеха».

В ноябре 2011 года был подписан Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Правовая помощь получила правовое регулирование и приобрела системный характер. В законе заложены серьез­ные стимулы для развития негосу­дарственной системы оказания ад­вокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреж­даемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. В соответствии с Законом РФ «О не­коммерческих организациях» они вправе рассчитывать на внеконкурсную аренду помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и льготную арендную плату.

Возросло количество ви­дов, бесплатной помощи малоиму­щим гражданам. Она теперь может быть оказана в социальной сфере и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семей­ных прав, по защите прав потребителей. Могут быть установлены случаи и порядок оказания помощи в административном судопроиз­водстве, а также в иных случаях.

Важно, что по закону органы власти субъектов РФ наделены полномочием расши­рять перечень категорий граждан, имеющих право на получение бес­платной юридической помощи и случаев её оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи граж­данам, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения лучения бесплатной юридической помощи будет стимулировать раз­витие субсидируемой помощи. Гражданин, чей доход незначительно превышает прожиточный минимум, может получить право на возмещение части расходов, понесен­ных им в связи с обращением к ад­вокату. Такое направление разви­тия государственной системы явля­ется перспективным и делает воз­можным расширить круг людей, нуждающихся в юридической по­мощи, но не имеющих возможности в полном объеме ее оплатить [6].

Важным условием обеспечения баланса конституционно значимых ценностей в нормативном содержании института квалифицированной юридической помощи является последовательная реализация в законотворческой и правоприменительной деятельности его конституционных принципов. Их анализ позволил сделать вывод, что они представляют собой сложную многоуровневую – с точки зрения нормативного содержания – систему, которая получает конкретизацию в отраслевом процессуальном и специальном законодательстве, в результате каждый конкретный принцип приобретает универсальный характер, получая реализацию во всех формах судопроизводства.

Важнейшей задачей в сфере обеспечения доступности правосудия для граждан России является последовательная реализация права на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно. Разработка оптимального организационно-правовою механизма оказание бесплатной юридической помощи должна происходить с учетом международных стандартов, отработанных в этой сфере. Автором проанализирована практика ЕСПЧ и выявлены конвенционные критерии оказания бесплатной юридической помощи в суде к ним относятся: а) финансовый критерий - предполагает необходимость оценю реальной нуждаемости гражданина и отсутствие явных свидетельств обратного; б) критерий «интересов правосудия» - включает о себя следующие элементы: 1) серьезность правонарушения, 2) сложность дела, и 3) способность лиц; представлять себя самостоятельно, в) критерий эффективности бесплатно юридической помощи - предполагает предоставление заинтересованному лицу профессиональной и квалифицированной правовой поддержки в условиях, которые позволяют реально воспользоваться соответствующей помощью.

Конституционный институт оказания квалифицированной юридической помощи имеет универсальное судопроизводственное значение и охватывает собой все формы и все стадии реализации права на судебную защиту, начиная со стадии подачи заявления в суд и заканчивая моментом восстановления прав при завершении исполнения вынесенного судебного решения.

Решению конкретных задач повышения качества юридической помощи существенным образом способствовало бы, по мнению автора, наряду с внесением отдельных изменений в действующее законодательство принятие комплексного, межотраслевого по своему содержанию ФЗ «О квалифицированной юридической помощи в РФ», а также принятие в порядке его конкретизации законов субъектов РФ.

3. Совершенствования механизма реализации прав и свобод человека и гражданина

Отсутствие в уголовно-процессуальном законе механизма и гарантий реализации прав участников уголовного судопроизводства часто ведёт к произволу со стороны должностных лиц, нарушению прав и свобод личности.

В механизме реализации прав и свобод личности необходимо содержательно различать специальные гарантии, их обеспечение и гарантии их защиты в случаях правонарушений.

В юридической литературе термин «механизм гарантий прав» встречается достаточно часто. Однако до сих пор многие аспекты этой проблемы остаются неисследованными, отсутствует механизм должного комплексного научного рассмотрения указанного вопроса. Имеющиеся работы посвяще­ны лишь отдельным аспектам гарантирования прав и свобод - обес­печению, охране, защите или другой деятельности государственных органов [7]. До настоящего времени в науке теории государства и права и конституционного права не выработано единого подхода к определению места юридических гарантий в общей системе защиты прав личности. Недостатки теоретического осмысления механизма юридических гарантий прав человеке отрицательно влияет прежде всего на качество принимаемых законов.

Исследование механизма юридических гарантий предполагает системный подход к их рассмотрению. Необходимость системного анализа гарантий прав человека и гражданина обусловлена значительными поли­тическими процессами в жизни государства, изменением правовых подходов к закреплению гарантий и регулированию оснований реа­лизации прав и свобод личности.

Теоретическая и практическая разработка механизма гарантии конституционных прав и свобод - необходимое условие деятельной работы правотворческих и правоприменительных органов. Механизм юридических гарантий может быть представлен как в статике (совокупность правовых средств), так и в динамике через действие институтов (юридическую деятельность субъектов прав человека и уполномоченных субъектов). Л.Н. Федорова определяет механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод чело­века и гражданина РФ в статике как воплощаемую в правовом поведении субъектов указанных прав совокупность юридических условий реализации и средств защиты этих прав в целях претворения их в жизнь [8].

Понятие «механизм юридических гарантий» необходимо отличать от категории «механизм реализации прав человека». Это тесно связанные, но все же различные стороны процесса осуществления прав человека. Если первое отражает практику создания и функцио­нирования специальных правовых механизмов и институтов, способствующих реализации прав человека, то второе - практику осущест­вления самих прав. Механизм юридических гарантий и механизм реализации прав человека соотносятся как гарантия и объект гарантирования.

Механизм юридических гарантий в действии представляется как совокупность институциональных гарантий, где структуры государственной власти исследованы как институты су­дебной и внесудебной защиты прав, при этом роль их в механизме гарантий неравнозначна.

Отсутствуют четкие разграничения понятий «осуществление», «обеспечение», «реализа­ция», что приводит в теории и на практике к возможности их отожде­ствления. Это затрудняет обособление юридических гарантий в виде самостоятельного механизма, способного оказывать регулятивное воздействие на процесс реализации конституционных прав

Сущностным и системообразующим элементом механизма реали­зации является поведение носителей прав человека, которое чаще всего определяется через категорию «правомерное поведение».

Главной и основной целью гарантий прав человека является обеспечение бесперебойного действия прав человека, осуществле­ние их защиты и восстановления. В этом случае цели гарантий подчинены целям реализации прав человека.

Механизм обеспечения и механизм гарантий преследуют в про­цессе реализации прав человека относительно обособленные цели. В юридической литературе сложилось новое юри­дическое направление, которое получило название правозащитного (П.В. Анисимов, А.В. Стремоухов, С.А. Мордовец и др.). Смысл это­го направления состоит в том, что само понятие прав человека рас­сматривается в неразрывной связи с возможностями их защиты. При этом центральное место занимает право на правовую защиту. Реа­лизация этого права влечет за собой возникновение особых право­защитных отношений.

Указанная позиция имеет существенное значе­ние для понимания механизма юридических гарантий прав человека и гражданина в Российской Федерации. Элементы указанного права зафиксированы в Конституции Российской Федерации, а также в важнейших международно-правовых актах, в текущем отраслевом законодательстве.

Исследование юридических гарантий как самостоятельной кате­гории в виде обособленного правового механизма будет способство­вать преодолению существующего отрыва прав человека от тех ре­альных юридических механизмов, которыми располагает субъектив­ное и объективное право.

Категория «механизм» применительно к юридическим гарантиям позволяет раскрыть не только структуру (видовой и иной состав дан­ного явления), но и содержание данного института (процесс активной деятельности субъектов реализации прав человека), т.е. взаимо­связь и взаимодействие стадий и условий реализации конституцион­ных прав человека, выявить эффективность средств и способов обеспечения и защиты прав человека различными субъектами и т.д.

В зависимости от форм и стадий, средств и способов реализации прав юридические гарантий можно разделить на гарантии-условия реализации и гарантии - средства защиты.

Выявление принципов гарантий не только позволяет отметить сложный, комплексный характер механизма юридических гарантий, но и заставляет учитывать те внешние факторы, которые не могут не оказывать влияния на его качественный уровень.

Формами гарантий являются разнопорядковые явления процедуры, акты применения, правовые режимы, процессуальная форма, ограничения, законодательная (юридическая) техника в целом, толкование и многие другие право­вые средства, которые могут служить средствами и способами реа­лизации и защиты прав граждан, если они достаточно формализова­ны. Одни из них имеют исключительно нормативный характер (на­пример, запрет или ограничения), другие могут рассматриваться и как явления социально-правовые.

Процессуальная форма реализации и защиты конституционных прав человека является специфическим видом юридических гаран­тий. Именно она придает юридическим гарантиям то сущностное ка­чество (специфику), которое делает их в системе гарантий специаль­ными, т.е. отличными от других гарантий.

Неразработанность и несовершенство процессуальных форм яв­ляется серьезным тормозом, препятствием эффективной реализации конституционных прав человека Необходимо расширять область ис­пользования процессуальной формы не только в юрисдикционной (судебной, правоохранительной) сфере применения права, но и в сфе­ре регулирования положительных действий.

Нормативную основу юридических гарантий составляют нормы отраслей материального и процессуального права. Основным крите­рием такой классификации является сфера их закрепления.

С.А. Арбузовой обеспечение прав и свобод человека рассматривается, как функции государства и установлено, что любое государство реализует эту функцию в том или ином объеме. В общем механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в качестве управляющей подсистемы выделяется государственно-исполнительный механизм прав и свобод человека и гражданина, выделены проблемы функционирования государственно-исполнительного механизма прав и свобод человека и гражданина [9].

Категория «обеспечение прав и свобод человека и гражданина» с точки зрения методологии научного исследования определяется неоднозначно: как цель механизма государственной власти, цель или задача самого государства. Целесообразно рассматривает сущность обеспечения прав и свобод человека и гражданина как объективно необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина является функцией государства. Цель современного государства применительно к анализируемой категорий -достижение реальной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.

Содержание государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина отражается в триаде видов деятельности. Первый из них - гарантирование, то есть создание условий для реализации права или его восстановления. Вторым направлением является организация самого процесса осуществления личностью своих субъективных прав, третьим - охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

С.А. Арбузовой дается определение государственно-исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина как базирующейся на определенных принципах целостной системы, включающей в себя статические и динамические элементы. К статической части относятся объект, субъекты, их задачи и функции, а также принципы и правовые основы деятельности механизма. Динамическими компонентами являются деятельность публичных служащих, ее формы и коммуникативные связи между субъектами.

Классификация принципов функционирования государственно-исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина отражает, с одной стороны, особенности управления как вида государственной деятельности, с другой - особенности объекта управленческой деятельности - сферы права и свободы человека и гражданина, и включает в себя социально-правовые (общие), системообразующие и организационно-правовые (специальные) принципы.

Возникает вопрос об обеспеченности данных прав и свобод, поскольку именно посредством обеспечения пассивное признание субъективного права трансформируется в его реальное осуществление. Сущность обеспечения прав граждан заключается в том, что это объективно необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина есть функция государства.

Природа той или иной функции влияет на формирование механизма реализации самой функции. Анализ работ применительно к указанной проблематике позволяет утверждать, что дефиниция «механизм обеспечения прав и свобод человека» не получила еще широкого распространения, В рамках характеристики этого механизма и его аспектов можно отметить научные исследования таких ученых-теоретиков, как В.Л. Бутылин, А.С. Мордовец, Ю.В. Анохин, внесших значительный вклад в изучение указанной проблематики. Так, например, социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина предложен А.С. Мордовцом как «система международных и национально-государственных средств, правил к процедур, гарантирующих уважение и условия достойного существования личности, соблюдение, охрану и защиту всех ее прав и свобод» [10].

В.М. Малиновская рассматривала вопросы посвященные комплексному анализу конституционно-правовых норм, регламентирующих механизм введения и реализации ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, проблем реализации значимых целей, заложенных в основу данных ограничений, изучению механизмов и рычагов воздействия на общественные отношения путем применения конституционно-правовых ограничений [11].

Как отмечает О.Н. Андреева, что «отсутствие в УПК РФ механизма и гарантий реализации прав участников уголовного судопроизводства ведёт к возможному произволу со стороны управомоченных лиц» [12].

Поскольку современный уголовный процесс России имеет смешанную форму, постольку процессуальные гарантии при всем своеобразии объединены общим назначением; механизмы их действий также взаимосвязаны. Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве является системой процессуальных норм и государственных органов, реализующих эти нормы в определенном порядке. Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости реализации своих прав.

Выводы

Автором рассматривает механизм реализации прав и свобод личности в ходе уголовного судопроизводства, его составные элементы. В механизме реализации прав и свобод личности необходимо содержательно различать специальные гарантии (средства, меры), их обеспечение и гарантии их защиты в случаях правонарушений. При разработке механизма реализации и обеспечения прав личности в ходе уголовного судопроизводства справедливость рассматривается автором как качественная характеристика как всего механизма, так и отдельных составляющих его элементов.

Реализация прав и свобод личности представляет собой социально-юридический механизм. Органичной составной частью указанного механизма выступают гарантии прав и свобод личности: социальные условия и специальные юридические средства.

Категория «механизм обеспечения прав личности» состоит из следующих элементов: правовые нормы, закрепляющие права и свободы; юридические факты возникновения и прекращения данных прав и свобод; деятельность специальных уполномоченных органов, участвующих в обеспечении гарантий прав личности; специальные юридические процедуры, призванные соблюдать, охранять и защищать права и свободы; уровень правовой культуры общества; институт юридической ответственности.

Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является системой процессуальных норм и государственных органов, реализующих эти нормы в определенном порядке. Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости реализации своих прав.

 

Литература:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета. – 2010. – 2 декабря.

2. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http: // www.cdep.ru.

3. Данные European Human Rights Advocacy Centre (EHRAC). См.: Смирнова И.Г. Социальная ценность уголовно-процессуального права: в развитие идей П.А. Лупинской // Доказывание и принятие решений в современном уголовном судопроизводстве: сб. науч. тр. – М., 2011. – С. 89.

4. Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь – конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф.... дисс. канд. юрид. наук. – Ростов н/Д., 2008. – С. 6.

5. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 г. № 1-П по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 ГК РФ // СЗ РФ. – 2007. – № 6. – Ст. 828.

6. Кому поможет бесплатный адвокат? // Российская газета. – 2011. – 29 декабря.

7. См.: Абдулаев М.И. Права человека Историко-сравнительный анализ. Спб., 1999.- С.169-173; Глухарева Л.И. Права человека в с временном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). – М., 2003. -С. 276-282; Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. – М., 2006. – С.46.

8. Федорова Л.Н. Механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф.... дисс. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2007. – С. 6 (29 с.);

9. Арбузова С.А. Государственно –исполнительный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина: на материалах РФ: автореф.... дисс. канд. юрид. наук. – М., 2008. – С. 6.

10. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина (теоретико-правовое исследование). - Саратов, 1996. -С.85.

11. Малиновская, В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. – М., 2007. – 24 с.

12. Андреева О.И. Соотношение прав и обязанностей государства и личности в правовом государстве и специфика его проявления в сфере уголовного судопроизводства (теоретический аспект). – Томск, 2004. – С.101.